Цитирование:
Ничипоренко Н.П., Хусаинова С.В. Проблема психологической безопасности обучающихся в образовательном пространстве высшей школы // Казанский педагогический журнал. — 2021. — № 6 (149). — С.237-242.
Автор(ы): Н.П. Ничипоренко, С.В. Хусаинова
Название статьи: Проблема психологической безопасности обучающихся в образовательном пространстве высшей школы
DOI: 10.51379/KPJ.2021.150.6.034
Аннотация. Статья посвящена проблеме психологической безопасности образовательного пространства высшей школы, в частности, – исследованию удовлетворенности образовательной средой студентов гуманитарных специальностей. Актуальность темы обусловлена необходимостью проектирования условий, способствующих сохранению психического и психологического здоровья молодежи. Целью нашего исследования являлся анализ психологического описания характеристик в образовательном пространстве высшей школы, значимых с точки зрения психологической безопасности обучающихся. В данном исследовании изучены взаимосвязи характеристик образовательной среды (позитивные переживания интереса, радости, удовлетворенности, и выраженности негативных эмоций страха, гнева и обиды) с уровнем депрессивности студентов. В статье анализируются результаты студентов высших учебных заведений гуманитарного профиля Республики Татарстан (выборка 7383 студента). В ходе исследования методом анкетирования изучались параметры образовательной среды, влияющие на психологическую безопасность личности – эмоциональное отношение к обучению и удовлетворенность образовательной средой. Данное исследование предназначено для педагогов психологов, преподавателей и заинтересованных лиц в развитии психологически безопасного образовательного пространства высшей школы. Материалы исследования могут быть использованы при организации и проведении мероприятий по психологической профилактике и сопровождению процессов адаптации студентов высших и средних учебных заведений.
Ключевые слова: образовательная среда, психологическое здоровье, психологическая безопасность, студенты высшей школы, негативные психические состояния, депрессивность.
Контактные данные: nichiporenko.n@yandex.ru, us@ippisp.ru
Quoting:
Nichiporenko N., Khusainova S. The problem of psychological safety of students in the educational space of higher education // Kazan pedagogical journal. — 2021. — № 6 (149). — Р.237-242.
Author(s): N. Nichiporenko, S. Khusainova
Name of article: The problem of psychological safety of students in the educational space of higher education
DOI: 10.51379/KPJ.2021.150.6.034
Abstract. The article is devoted to the problem of psychological safety of the educational space of higher education, in particular, to the study of satisfaction with the educational environment of students of humanitarian specialties. The relevance of the topic is due to the need to design conditions conducive to the preservation of mental and psychological health of young people. The purpose of our study was to analyze the psychological description of characteristics in the educational space of higher education, which are significant from the point of view of the psychological safety of students. This study investigated the relationship between the characteristics of the educational environment (positive experiences of interest, joy, satisfaction, and the severity of negative emotions of fear, anger and resentment) with the level of students’ depression. The article analyzes the results of students of higher educational institutions of the humanitarian profile of the Republic of Tatarstan (sample of 7383 students). In the course of the study, the parameters of the educational environment that affect the psychological safety of an individual — emotional attitude to learning and satisfaction with the educational environment — were studied using the questionnaire method. This study is intended for educational psychologists, teachers and those interested in the development of a psychologically safe educational space for higher education. The research materials can be used in the organization and implementation of measures for psychological prevention and support of the adaptation processes of students of higher and secondary educational institutions.
Keywords: educational environment, psychological health, psychological safety, high school students, negative mental state, depression.
The contact details of authors: nichiporenko.n@yandex.ru, us@ippisp.ru