ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Цитирование: Замараева Е.И. Проблемы сохранения исторической памяти в эпоху цифровизации // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 3 (152). — С.263-268.

Автор(ы): Е.И. Замараева

Название статьи: Проблемы сохранения исторической памяти в эпоху цифровизации

DOI: 10.51379/KPJ.2022.153.3.034

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью поддержания исторической памяти поколений как ключевого фактора единства социума в условиях информационных войн ХХI века. Проведенный анализ источников позволил выделить особенности «цифрового» поколения: изменение традиционного типа мышления и интеллектуальных способностей, уход книжной культуры, неспособность к потреблению традиционных текстов, несформированность понятийного мышления. Автором отмечено, что цифровая среда примитивизирует мышление, разрушает память, формирует клиповое сознание. Констатируется, что социальные платформы усиливают сегментацию общества, формируют эйджизм, поколенческие разрывы, создавая новые формы доверия. Констатируется, что цифровое пространство – это агрессивное социальное поле и идеальный инструмент для манипуляций сознанием. Анализ цифровой среды позволил выявить ряд ее особенностей: вирусный потенциал онлайн-коммуникаций, активное комментаторство, особые возможности мультимедийного потенциала интернет-ресурсов, повышающие привлекательность (графика, видео, анимация, примитивная подача информации). Автором сформулированы следующие предложения: необходимо выстраивание полноценной государственной политики в области сохранения исторической памяти, объединяющей усилия всех акторов социального взаимодействия, государственная цензура, контроль государством не только СМИ, но и цифровых гигантов, создание единой, однозначно понимаемой программы по истории и единого учебника истории, а также признание на государственном уровне единства исторического процесса без очернения советского периода. В заключение делается вывод о том, что новая модель исторического образования в эпоху цифровизации должна учитывать ментальные особенности молодых поколений для сохранения исторической памяти и традиционных ментальных ценностей нашей страны. Статья предназначена для работников образования, исследователей и всех заинтересованных лиц.

Ключевые слова: историческая память, цифровые поколения, манипуляция сознанием, информационные войны.

Контактные данные: zamaraeva_e@mail.ru

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Zamaraeva E. Problems of preserving historical memory in the era of digitalization // Kazan pedagogical journal. — 2022. — № 3 (152). — Р.263-268.

Author(s): E. Zamaraeva

Name of article: Problems of preserving historical memory in the era of digitalization

DOI: 10.51379/KPJ.2022.153.3.034

Abstract. The relevance of the article is due to the need to maintain the historical memory of generations as a key factor in the unity of society in the context of information wars of the 21st century. The analysis of the sources made it possible to highlight the features of the «digital» generation: a change in the traditional type of thinking and intellectual abilities, the departure of book culture, the inability to consume traditional texts, and the lack of formation of conceptual thinking. The author noted that the digital environment primitivizes consciousness and the way of thinking, destroys memory, including historical memory, and forms clip consciousness. It is stated that social platforms increase the segmentation of society, form ageism, a generational gap, creating new trust and new forms of manipulation. It is also noted that the digital media space is an aggressive social field and an ideal tool for manipulating consciousness. An analysis of the digital environment made it possible to identify a number of its features that create a special impact, namely: the viral potential of online communications, active commentary, special opportunities for the multimedia potential of Internet resources that increase attractiveness for young people: graphics, video, animation, primitive presentation of information. The author formulated the following proposals for the preservation of historical memory: building a full-fledged state policy in the field of preserving historical memory, uniting the efforts of all actors of social interaction, state censorship, state control not only of the media, but also of digital giants, the creation of a single, unambiguously understood program on history and a single history textbook, as well as recognition at the state level of the unity of the historical process without denigrating the Soviet period. In conclusion, it is concluded that a new model of historical education in the era of digitalization should take into account the mental characteristics of younger generations in order to preserve the historical memory and traditional mental values of our country. The article is intended for educators, researchers and all interested parties.

Keywords: historical memory, digital generations, manipulation of consciousness, information wars.

The contact details of authors: zamaraeva_e@mail.ru

Full version of article: DOWNLOAD