Цитирование: Чудинский Р.М., Малев В.В., Гаркавенко Г.В., Морозова В.В. Профессиональные компетенции будущих учителей математики: анализ результатов вузовского исследования // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 6 (155). — С.30-42.
Автор(ы): Р.М. Чудинский, В.В. Малев, Г.В. Гаркавенко, В.В. Морозова
Название статьи: Профессиональные компетенции будущих учителей математики: анализ результатов вузовского исследования
DOI: 10.51379/KPJ.2022.157.7.004
Аннотация. В статье представлены анализ результатов исследования профессиональных компетенций выпускников педагогического вуза – будущих учителей математики. Цель исследования – определение профессиональных проблем и дефицитов будущих учителей математики, их готовности к профессиональной педагогической деятельности, построению преемственности между подготовкой педагогических кадров и последующим сопровождением выпускников педагогического вуза в профессиональной деятельности. В исследовании 2022 г. принял участие 21 выпускник по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) («Математика», «Информатика»). Диагностическая работа включает 15 заданий и 2 части: часть 1 – оценка предметных компетенций, часть 2 – оценка методических компетенций будущих учителей математики. Анализ полученных результатов осуществлялся с применением одновыборочного критерия Колмогорова-Смирнова, t-критерия Стьюдента для независимых выборок. Систематизация результатов и их визуализация проводилась в электронных таблицах Microsoft Office Excel; статистический анализ осуществлялся в программном средстве SPSS Statistics 26.0. Результаты исследования свидетельствуют о недостижении выпускниками педагогического вуза – будущими учителями математики базового уровня сформированности профессиональных компетенций. Полученные результаты исследования показывают необходимость изменений в содержании и организации образовательного процесса подготовки будущих учителей математики в педагогическом вузе. Полученные объективные и независимые результаты обеспечивают корректировку содержания учебных дисциплин психолого-педагогического и предметно-методического модулей, рабочих программ, методов и организационных форм образовательного процесса, педагогических технологий, форм и методов оценки компетенций студентов.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, выпускники педагогического вуза, будущие учителя математики, профессиональные дефициты, исследование.
Контактные данные: chudinsky@mail.ru, mvv-mpi@mail.ru, g.garkavenko@mail.ru, vlada.1978@mail.ru
Полная версия статьи: СКАЧАТЬ
Quoting: Chudinsky R., Malev V., Garkavenko G., Morozova V. Professional competencies of future teachers of mathematics: analysis of the results of university research // Kazan pedagogical journal. — 2022. — № 6 (155). — Р.30-42.
Author(s): R. Chudinsky, V. Malev, G. Garkavenko, V. Morozova
Name of article: Professional competencies of future teachers of mathematics: analysis of the results of university research
DOI: 10.51379/KPJ.2022.157.7.004
Abstract. The article presents an analysis of the results of a study of the professional competencies of graduates of a pedagogical university – future teachers of mathematics. The purpose of the study is to determine the professional problems and deficits of future mathematics teachers, their readiness for professional pedagogical activity, creating continuity between the training of teaching staff and the subsequent support of graduates of a pedagogical university in their professional activities. In the 2022 study 21 graduates took part in the direction of training 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles) («Mathematics», «Computer Science»). The diagnostic work includes 15 tasks and 2 parts: part 1 – assessment of subject competencies, part 2 – assessment of methodological competencies of future mathematics teachers. The analysis of the obtained results was carried out using the Kolmogorov-Smirnov single-sample criterion, the students’ t-test for independent samples. The results were systematized and visualized in Microsoft Office Excel spreadsheets; statistical analysis was carried out in the software tool SPSS Statistics 26.0. The results of the study indicate that graduates of a pedagogical university – future teachers of mathematics — do not reach the basic level of professional competence formation. The obtained results of the study show the need for changes in the content and organization of the educational process of training future teachers of mathematics at a pedagogical university. The obtained objective and independent results provide for the correction of the content of academic disciplines of psychological and pedagogical and subject-methodical modules, work programs, methods and organizational forms of the educational process, pedagogical technologies, forms and methods of assessing students’ competencies.
Keywords: professional competencies, graduates of a pedagogical university, future teachers of mathematics, professional deficits, research.
The contact details of authors: chudinsky@mail.ru, mvv-mpi@mail.ru, g.garkavenko@mail.ru, vlada.1978@mail.ru
Full version of article: DOWNLOAD