ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Цитирование: Николаева А.А., Беляева В.С. Профилактика эмоционального выгорания в педагогическом коллективе // Казанский педагогический журнал. – 2020. – № 3 (140). – С.249-254.

Автор(ы): А.А. Николаева, В.С. Беляева

Название статьи: Профилактика эмоционального выгорания в педагогическом коллективе

DOI: 10.34772/KPJ.2020.140.3.035

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем, что здоровье преподавательского состава в школе (не только физическое, но и психологическое) влияет на качество воспитательно-образовательного процесса, а также способствует качественной и продуктивной модернизации российского образования. Цель исследования заключается в выявлении причин и степени эмоционального выгорания среди педагогов московской школы и разработке на основе результатов данного анализа рекомендаций по его профилактике в педагогическом коллективе.

В статье проведено теоретическое освещение сущности и признаков феноменов эмоционального и профессионального выгорания. В научной литературе есть работы, согласно которым феномен эмоционального выгорания подвержены работники профессий «человек-человек». Определены причины склонности работников педагогического коллектива к эмоциональному выгоранию. С использованием тестовых методик и разработанной автором анкеты диагностики уровня профессионального выгорания было проведено исследование по определению причин и факторов эмоционального выгорания педагогов.

Результатом проведенного исследования является выявление у респондентов стойких признаков синдрома эмоционального выгорания. Определено, что многие преподаватели находятся на стадии эмоционального истощения и фазе напряжения. Предложено в целях профилактики эмоционального выгорания проводить работу с педагогами на повышение стрессоустойчивости, а также установки благоприятной психологической атмосферы в педагогическом коллективе.

Статья предназначена для членов педагогического коллектива образовательных учреждений, педагогов-психологов, администрации образовательных учреждений в лице руководителей школьных и дошкольных отделений, а также учреждений высшего и средне-профессионального образования.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профилактика эмоционального выгорания, профессиональное выгорание, профессиональный стресс, педагогический коллектив, стрессоустойчивость, конфликтность, эмоциональный интеллект, педагог, образовательное учреждение.

Контактные данные: nikolaevaaa@mgppu.ru, verkon.08@gmail.com

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Nikolaeva A., Belyaeva V. Prevention of emotional burnout in the teaching staff // Kazan pedagogical journal. – 2020. – № 3 (140). – р.249-254.

Author(s): A. Nikolaeva, V. Belyaeva

Name of article: Prevention of emotional burnout in the teaching staff

DOI: 10.34772/KPJ.2020.140.3.035

Abstract. The relevance of the article is due to the fact that the health of the teaching staff at school (not only physical, but also psychological) affects the quality of the educational process, and also contributes to a better and more productive modernization of Russian education. The purpose of the study is to identify the causes and extent of emotional burnout among Moscow school teachers and develop recommendations for its prevention in the teaching staff based on the results of this analysis.

The article provides theoretical coverage of the essence and signs of the phenomena of emotional and professional burnout. In the scientific literature, there are works according to which the phenomenon of emotional burnout in General is subject to employees of professions “man-man”. The reasons for the tendency of employees of the teaching staff to emotional burnout are determined. Using questionnaires and testing, as well as an author’s survey and interview, a study was conducted to determine the causes and factors of teachers ‘ emotional burnout.

The result of the research is the identification of persistent signs of burnout syndrome in respondents. It is determined that many teachers are at the stage of emotional exhaustion and stress phase. In order to prevent emotional burnout, it is proposed to work with teachers to increase their stress tolerance, as well as to establish a favorable psychological atmosphere in the teaching staff.

The article is intended for members of the teaching staff of educational institutions, teachers-psychologists, the administration of educational institutions represented by the heads of school and preschool departments, as well as institutions of higher and secondary vocational education.

Keywords: burnout, prevention of burnout, professional burnout, professional stress, teaching staff, stress tolerance, conflict, emotional intelligence, teacher, educational institution.

The contact details of authors: nikolaevaaa@mgppu.ru, verkon.08@gmail.com

Full version of articleDOWNLOAD