ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЛИДАРНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Цитирование: Гусейнов А.Ш. Психологические основания солидарности в молодежной среде // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 6 (155). — С.203-212.

Автор(ы): А.Ш. Гусейнов

Название статьи: Психологические основания солидарности в молодежной среде

DOI: 10.51379/KPJ.2022.157.7.026

Аннотация. В настоящее время актуальны психологические исследования позитивных феноменов, которые позволяют молодежи найти свое место в социуме, дают возможность не только выстроить гармоничные отношения с сообществом, но и стать активным субъектом исторического процесса. Соответственно возникает интерес к понятию, проявлениям и факторам, обусловливающим солидарное поведение.

Цель статьи – проанализировать теоретико-методологические аспекты практики использования понятия солидарности в социогуманитарных науках и выявить психологические основания солидарности в молодежной среде.

Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является субъектно-бытийный подход, позволяющий рассмотреть данную проблему в онтологическом аспекте в контексте самоосуществления. Солидарность рассматривается как сложный и неоднозначный психологический феномен, как по формам проявления, так и по ценностно-смысловому содержанию. Процесс реализации конкретной формы солидарности, которая приводит к разным последствиям, оказывается проявлением субъектности (истинной/ложной), самоопределения и модуса бытия в их взаимосвязи.

Предложена трактовка разных форм солидарности. Клановая солидарность в субъектно-бытийной интерпретации предстает как феномен, опосредованный инверсией духовных ценностей, циничным обособлением и ложной субъектностью, посредством которой конструируется лишенный сочувствия и наполненный враждебностью к «иным» отчужденный модус бытия. Ответственная солидарность, в основе которой лежат гуманистические ценности, творческая активность, потребность в самоотдаче и ориентация на других, является ресурсом развития позитивной формы субъектности личности, поднимает человека на высокий экзистенциальный уровень существования, благодаря которому формируется более гармоничное и нравственное общество.

Раскрыты основания солидарности в молодежной среде. Обосновано и доказано, что реализация ответственной солидарности дает возможность в плодотворном варианте удовлетворять все без исключения экзистенциальные потребности, служит основой для творческого самоосуществления личности и консолидации общества.

Материалы статьи представляют практическую ценность для понимания психологических факторов готовности к солидарному поведению, а также следствий, к которым приводит реализация конкретной формы солидарности.

Ключевые слова: солидарность, взаимопомощь, протестная активность, субъектность, модус бытия, самоопределение, ценности, просоциальная модель жизни, экзистенциальный уровень существования, модус служения.

Контактные данные: AGuseinov@yandex.ru

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Guseynov A. Psychological foundations of solidarity in the youth environment // Kazan pedagogical journal. — 2022. — № 6 (155). — Р.203-212.

Author(s): A. Guseynov

Name of article: Psychological foundations of solidarity in the youth environment

DOI: 10.51379/KPJ.2022.157.7.026

Abstract. Nowadays, such psychological studies of positive phenomena are relevant, which allow young people to find their place in society, provide an opportunity not only to create harmonious relations with the community, but also to become an active subject of the historical process. Accordingly, there arises an interest to the concept, manifestations and factors that determine solidary behavior.

The purpose of this article is to analyze the theoretical and methodological aspects of the practice of using the concept of solidarity in the socio-humanitarian sciences and to identify the psychological foundations of solidarity in the youth environment.

The leading approach to the study of this problem is the subject-existential approach, which allows us to consider this problem from an ontological aspect in the context of self-fulfillment. Solidarity is considered as a complex and ambiguous psychological phenomenon, both in terms of manifestation forms and axiological content. The process of realizing a specific form of solidarity, which leads to different consequences, turns out to be a manifestation of subjectivity (true/false), personal identity and a mode of being in their interconnection.

The interpretation of different forms of solidarity is suggested. Clannish solidarity in the subject-existential interpretation appears as a phenomenon mediated by the inversion of spiritual values, cynical isolation and false subjectivity, through which an alienated mode of being is constructed devoid of sympathy and filled with hostility to the “other”. Responsible solidarity, based on humanistic values, creative activity, the need for self-giving and focus on others, is a resource for the development of a positive form of subjectivity of the individual, raises a person to a high existential level of existence, thanks to which a more harmonious and moral society is formed.

The bases of solidarity in the youth environment are revealed. It has been substantiated and proven that the implementation of responsible solidarity makes it possible in a productive way to satisfy all existential needs without exception, serves as the basis for creative self-fulfillment of the individual and consolidation of society.

The materials of the article are of practical value for understanding the psychological factors of readiness for solidarity behavior, as well as the consequences that the implementation of a particular form of solidarity leads to.

Keywords: solidarity, mutual assistance, protest activity, subjectivity, mode of being, personal identity, values, pro-social model of life, existential level of existence, mode of service.

The contact details of authors: AGuseinov@yandex.ru

Full version of article: DOWNLOAD