ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГАДЖЕТ-ЗАВИСИМОСТИ УЧАЩИХСЯ

Цитирование: Шакирова Г.Ф. Психологические особенности гаджет-зависимости учащихся // Казанский педагогический журнал. – 2020. –  1 (138). – С.217223. 

Автор(ы): Г.Ф. Шакирова  

Название статьи: Психологические особенности гаджет-зависимости учащихся 

DOI: 10.34772/KPJ.2020.138.1.033 

Аннотация. Согласно исследованиям зарубежных и отечественных ученых популяризация гаджетов формирует у личности психологическую зависимость. Наиболее ярко это проявляется в рамках образовательного пространства, где подросток проводит большую часть времени. Особую значимость работа приобретает в условиях централизованно проводимого в Российской Федерации экзамена в средних учебных заведениях – ЕГЭ, показатели которого служат одним из индикаторов успешности/неуспешности образовательной среды. 

Целью исследования является выявление склонности к гаджет-зависимости у подростков в образовательных средах с различным рейтингом по показателям ЕГЭ. 

Методология и методики исследования. Склонность к гаджет-зависимости определялась с помощью анкетирования и методики «Методический комплекс по выявлению вероятностных предикторов возможного вовлечения в употребление наркотических средств» (Ю.П. Зинченко, А.Ш. Тхостов, 2016). Применялись математические и статистические методы обработки и интерпретации данных с помощью программы IBM SPSS Statistics Base 22.0, U-критерий Манна-Уитни, точечно-бисериальная корреляция. 

Результаты. В ходе исследования установлена вариативность по шкале «склонность к гаджет-зависимости» при высоких показателях по ЕГЭ и гомогенность при низких рейтингах. Различий между склонностью к гаджет-зависимости и образовательными средами не обнаружено. Установлена корреляционная взаимосвязь между шкалой «склонность к гаджет-зависимости» с мужским полом учащихся. 

Научная новизна заключается в том, что результаты исследования выявляют особенности формирования безопасной цифровой образовательной среды подростков, где необходимо учитывать возрастные особенности и индивидуально-типологические характеристики мальчиков и девочек. 

Практическая значимость. Выявленные особенности к гаджет-зависимости у подростков в образовательных средах разного уровня представляют практический интерес для учителей, родителей, педагогов-психологов и практикующих психологов в образовательных центрах. Дальнейшие исследования должны сосредоточиться на выявлении макро- и микрофакторов среды, которые создают условия для формирования гаджет-зависимого поведения у подростков в углубленном изучении содержательных факторов, детерминирующих склонность к данному феномену у мальчиков и девочек с учетом среднего балла по успеваемости. 

Ключевые слова: цифровые технологии, гаджет-зависимость, психологическая зависимость, образовательная среда, пол. 

Контактные данные: gkharis@gmail.com 

Полная версия статьи:  СКАЧАТЬ

 


 

Quoting: Shakirova G. Psychological features of students’ gadget addiction // Kazan pedagogical journal. – 2020. – № 1 (138). – р.217223. 

Author(s)G. Shakirova  

Name of articlePsychological features of students’ gadget addiction 

DOI10.34772/KPJ.2020.138.1.033 

Abstract. Cross-cultural studies show that the popularization of gadgets among teenagers creates psychological dependence on the individual. Moreover, information pressure on a teenager’s psyche leads to changes in his/her learning environment. It is assumed that a high accountability rating (measured by the federal standardized exam) of learning environment is an indirect indicator of teenagers’ involvement in educational activities. 

The aim of the study is to identify teenager’s tendencies to gadget addiction in learning environments with different accountability ratings. 

Methodology and research methods. Data sources included demographic survey and the tendency for gadget addiction scale (ZinchenkoTkhostov, 2016). Data analysis is performed by IBM SPSS Statistics Base 22.0 using measures of descriptive statistics, Mann-Whitney U-test, point-biserial correlation. 

Results. The results show the variability of gadget addiction in learning environments with high ratings and homogeneity in learning environments with low ratings. Differences between the tendency to gadget addiction and learning environments were not set. Association between the “tendency to gadget addiction” and male students were set. 

Scientific novelty. The results of the study reveal characteristics of a safe digital learning environment formation for teenagers, where it is necessary to take into account individual and typological characteristics of boys and girls. 

Practical significance. The revealed features of teenager’s gadget addiction in learning environments with different accountability ratings are of practical interest for teachers, parents, educational psychologists and practicing psychologists. Further research should focus on identifying macro- and micro factors of the learning environments that make conditions for gadget-addiction and in-depth study of substantial factors that determine the tendencies for this phenomenon in the group of boys and girls, taking into their GPA. 

Keywords: digital technologies, gadget addiction, psychological addiction, learning environment, sex. 

The contact details of authorsgkharis@gmail.com 

Full version of article DOWNLOAD