ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

Цитирование: Кадникова О.В., Смагина С.С., Демиденко К.А. Психологические особенности проявления агрессивности воспитанников учреждения интернатного типа // Казанский педагогический журнал. — 2021. — № 2 (145). — С.250-258.

Автор(ы): О.В. Кадникова, С.С. Смагина, К.А. Демиденко

Название статьи: Психологические особенности проявления агрессивности воспитанников учреждения интернатного типа

DOI: 10.51379/KPJ.2021.146.3.035

Аннотация. Актуальность проблемы исследования агрессивности воспитанников учреждения интернатного типа определяется острой социальной значимостью проблем воспитания и развития детей, оставшихся без попечения родителей, а также недостаточной освещенностью и проработанностью проблемы подростковой агрессивности в микросоциальной среде, формирующейся в условиях детского дома и учреждениях интернатного типа. Целью исследования является выявление психологических особенностей агрессивности воспитанников учреждения интернатного типа. Ведущими методами исследования являются опросник Ильина «Личностная агрессивность и конфликтность»; детский вариант методики Розенцвейга «Исследование реакций человека на фрустрацию»; опросник Басса-Дарки, предназначенный для диагностики различных видов агрессивных реакций; а также методы математической и статистической обработки данных. В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают труды отечественных и зарубежных исследователей по вопросам агрессии и агрессивного поведения детей, влияния ведущих психических новообразований на формирование личности и индивидуальных особенностей поведения подростков; а также основные подходы к изучению сиротства. Результаты исследования показали, что при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуаций «семейно депривированные» подростки склонны к агрессивному реагированию статистически значимо чаще, чем их сверстники, воспитывающиеся в семье; при этом агрессивность скорее имеет неосознаваемый и защитный характер. Воспитанники интернатного учреждения подросткового возраста характеризуются следующими психологическими особенностями проявления агрессивности: преобладанием экстрапунитивных реакций самозащитного типа; низким уровнем фрустрационной толерантности; высоким уровнем враждебности; преобладанием физической агрессии над косвенной. К наиболее выраженным формам проявления агрессивности подростков детского дома относятся вербальная, физическая агрессии, подозрительность и обидчивость. К проявлениям «позитивной агрессивности» воспитанников детского дома относится наступательность (напористость и настойчивость). Полученные результаты обуславливают разработку практических рекомендации по проведению коррекционно-развивающих мероприятий с агрессивными подростками, воспитывающимися в учреждениях интернатного типа, а также могут послужить основой для создания программы психологических тренингов по созданию благоприятных условий для оптимизации межличностного взаимодействия между детьми.

Ключевые слова: агрессивность подростков, воспитанники учреждений интернатного типа, фрустрационные реакции, экстрапунитивное реагирование, враждебность как форма агрессивности, позитивная агрессивность.

Контактные данные: ksanita@list.ru, kennedy22.1963@yandex.ru, ksenan@mail.ru

Полная версия статьиСКАЧАТЬ


Quoting: Kadnikova O., Smaina S., Demidenko K. Psychological aspects of aggressive behavior of children living in residential institutions // Kazan pedagogical journal. — 2021. — № 2 (145). — Р.250-258.

Author(s): O. Kadnikova, S. Smaina, K. Demidenko

Name of article: Psychological aspects of aggressive behavior of children living in residential institutions

DOI: 10.51379/KPJ.2021.146.3.035

Abstract. The problem of children’s up-bringing and development as well as their aggressive behavior (the children who are placed in residential institutions) is of great social significance. The issue of teenage aggressiveness in micro social environment, in conditions of orphanage or special boarding school, requires detailed analysis and wide highlighting. The purpose of the research is the identification of psychological aspects of the aggression of the children living in residential institutions. The key research methods are the following: questionnaire by Ilyin “Individual Aggression and Proneness to Conflict”, behavior assessment system for children Picture Frustration Study by Saul Rosenzweig, the Buss-Durke Aggression Questionnaire as well as mathematical and statistical data processing. The research theoretical and methodological framework for the aggression, aggressive children behavior, age-related psychiatric changes, in forming of personality and individual characteristics of adolescent behavior, is essentially based on the works of Russian and foreign researchers. The results of the research revealed that children deprived of a family environment in a frustrating and conflict situation tend to behave aggressively compared with their peers from family environment. It should be noticed that this aggression is of unconscious and protective nature. The adolescents living in residential institutions are characterized by the following psychological particularities of aggression: extra-punitive response of protective nature, low frustration tolerance, high hostility level and physical aggression prevailing over indirect one. The main forms of aggression of the adolescents living in residential institutions are verbal aggressiveness, physical aggression, suspicion and resentment. The acts of positive aggression are assertiveness and persistence. The results provide practical recommendations for conducting of the remedial and development activities among aggressive teens living in residential institutions. Moreover, these results can be used for developing of the program for psychological training in order to provide favorable conditions for interpersonal interactions among children.

Keywords: teenage aggression, children living in residential institutions, responses of frustration, extra punitive response, hostility as form of aggression, positive aggression.

The contact details of authors: ksanita@list.ru, kennedy22.1963@yandex.ru, ksenan@mail.ru

Full version of article: DOWNLOAD