ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Цитирование: Костина Л.А., Кубекова А.С. Психологические особенности развития эмоционально-волевой сферы у студентов медицинского вуза // Казанский педагогический журнал. — 2020. — № 3 (140). — С.221-226.

Автор(ы): Л.А. Костина, А.С. Кубекова

Название статьи: Психологические особенности развития эмоционально-волевой сферы у студентов медицинского вуза

DOI: 10.34772/KPJ.2020.140.3.031

Аннотация. В статье анализируются психологические особенности эмоционально-волевой сферы студентов медицинского вуза. Были применены в исследовании следующие психодиагностические методики: опросник уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера, шкала поддержки «Самоактуализационного теста»; опросник волевых качеств личности М.В. Чумакова, тест М. Рокича «Ценностные ориентации»; методика диагностики психологического пола Сандры Бем. Статистическая обработка данных производилась с помощью U-критерия Манна-Уитни, φ* критерия (угловое преобразование Фишера) и коэффициент корреляции Спирмена. Установлено, что на ценность волевых качеств обучающихся влияют профессиональная направленность и гендерные особенности. Для студентов характерно последовательное увеличение показателей таких волевых качеств, как самостоятельность, внимательность. Ответственность и выдержка снижаются к третьему курсу, но к пятому намечается тенденция их роста, а целеустремленность, энергичность, инициативность, настойчивость и решительность остаются неизменными от первого до пятого курса. Студентов-психологов отличает значимость таких ценностей, как «независимость», «самоконтроль». Для студентов медицинского профиля приоритетными являются такие волевые качеств, как «исполнительность», «честность». Было выявлено, что ведущими параметрами, определяющими структуру волевой сферы личности, являются ценности и уровень субъективного контроля. В статье были определены методы по развитию эмоционально-волевой сферы юношей и девушек в процессе учебной деятельности в вузе.

Ключевые слова: эмоционально-волевая сфера, студенты медицинского вуза, ценностные ориентации, гендерные различия, уровень субъективного контроля, личностные качества.

Контактные данные: kostina_agma@mail.ru, alya_kubekova@mail.ru

Полная версия статьиСКАЧАТЬ


Quoting: Kostina L., Kubekova A. Psychological features of the development of the emotional-volitional sphere in students of a medical university // Kazan pedagogical journal. — 2020. — № 3 (140). — р.221-226.

Author(s): L. Kostina, A. Kubekova

Name of article: Psychological features of the development of the emotional-volitional sphere in students of a medical university

DOI: 10.34772/KPJ.2020.140.3.031

Abstract. The article analyzes the psychological features of the emotional-volitional sphere in medical students. The following psycho-diagnostic methods were used in the study: the subjective control level questionnaire (USK) of J. Rotter, the self-actualization test support scale; questionnaire volitional personality traits M.V. Chumakova, test M. Rokicha «Value Orientations»; diagnostic technique of the psychological sex of Sandra Boehm. Statistical data processing was performed using the Mann-Whitney U-test, φ * criterion (Fisher angular transformation) and the Spearman correlation coefficient. It has been established that the value of volitional qualities is influenced by professional orientation and gender characteristics. Students are characterized by a consistent increase in indicators of such volitional qualities as independence, attentiveness. Responsibility and endurance are reduced to the third year, but by the fifth there is a tendency for their growth, and the determination, energy, initiative, perseverance and determination remain unchanged from the first to fifth year. Psychological students are distinguished by the importance of such values as “independence”, “self-control”. For students of a medical profile priority are such volitional qualities as “diligence”, “honesty”. It was revealed that the leading parameters that determine the structure of the volitional sphere of the personality are values and the level of subjective control. The article identified methods for the development of the emotional-volitional sphere of teenage boys and girls in the process of study at the university.

Keywords: emotional-volitional spher, medical students, value orientations, gender differences, level of subjective control, personal qualities.

The contact details of authors: kostina_agma@mail.ru, alya_kubekova@mail.ru

Full version of articleDOWNLOAD