ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ, ВОВЛЕЧЕННЫХ В РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОПЫТ ТРЕНДОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Цитирование: Никитина А.А., Павлова Е.В. Психологическое своеобразие мотивации студентов, вовлеченных в различные виды деятельности: опыт трендового исследования // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 3 (152). — С.240-249.

Автор(ы): А.А. Никитина, Е.В. Павлова

Название статьи: Психологическое своеобразие мотивации студентов, вовлеченных в различные виды деятельности: опыт трендового исследования

DOI: 10.51379/KPJ.2022.153.3.031

Аннотация. В условиях динамичного социума изменяется не только система высшего образования, но и сами студенты, что порождает необходимость искать новые ответы на ранее уже решаемые вопросы. Одним из таких вопросов является исследование мотивации. Актуальность работы обусловлена тем, что трендовое исследование структуры мотивации студентов, предпочитающих учебную, научную, общественную, творческую или спортивную деятельность, позволяет выявить значимые тенденции изменений именно в этой области и наметить пути управления рассматриваемым феноменом. Цель исследования: изучить особенности мотивационной структуры личности студентов, предпочитающих различные виды деятельности, в зависимости от их принадлежности к «доцифровому» или «цифровому» поколениям (диагностические срезы проведены в 2011 и 2021 г.г.). Гипотеза исследования: в связи с изменениями в микро- и макросфере жизнеосуществления молодежи произошли и изменения в структуре мотивации студентов, предпочитающих различные виды деятельности. Было установлено, что существуют значимые различия в направленности, мотивации, степени удовлетворенности основных потребностей студентов, предпочитающих различные виды деятельности, причем в 2011 г. указанные различия были более выражены. Наиболее значимые изменения в структуре мотивации выявлены у студентов, предпочитающих научную деятельность. Статья предназначена для психологов, изучающих мотивацию современной молодежи, педагогов и кураторов высших учебных заведений.

Ключевые слова: мотивация, структура мотивации, направленность личности, базовые потребности, мотивация достижения, виды деятельности, вовлеченность, студенты, «цифровое поколение».

Контактные данные: alise-nia@yandex.ru, katal75@mail.ru

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Nikitina A., Pavlova E. Psychological peculiarities of the motivation of students involved in various activities: the experience of trend research // Kazan pedagogical journal. — 2022. — № 3 (152). — Р.240-249.

Author(s): A. Nikitina, E. Pavlova

Name of article: Psychological peculiarities of the motivation of students involved in various activities: the experience of trend research

DOI: 10.51379/KPJ.2022.153.3.031

Abstract. In a dynamic society, not only the system of higher education is changing, but also the students themselves, which gives rise to the need to look for new answers to previously resolved issues. One such issue is the study of student motivation. The relevance of the article is due to the fact that a trend study of the motivation structure of students who prefer educational, scientific, social, creative or sports activities makes it possible to identify significant trends in this area and outline ways to manage the phenomenon under consideration. The purpose of the study: to study the features of the motivational structure of the personality of students who prefer various types of activities, depending on their belonging to the «pre-digital» or «digital» generations (diagnostic survey were carried out in 2011 and 2021); It was found that there are significant differences in the focus, motivation на It was found that there are significant differences in the orientations of the personality, motivation of students who prefer various types of activities. It was found that there are significant differences in the focus, motivation, degree of satisfaction of the basic needs of students who prefer various types of activities, and in 2011 these differences were more pronounced. The most significant changes in the structure of motivation were found at students who prefer scientific activity. The article is intended for psychologists who study the motivation of modern youth, teachers and curators of higher educational institutions.

Keywords: motivation, motivation structure, orientation of the personality, basic needs, achievement motivation, types of activities, involvement, students, «digital generation».

The contact details of authors: alise-nia@yandex.ru, katal75@mail.ru

Full version of article: DOWNLOAD