Цитирование: Михайлова Т.А. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации обучающихся с ОВЗ в условиях массовой школы // Казанский педагогический журнал. — 2020. — № 4 (141). — С.243-249.
Автор(ы): Т.А. Михайлова
Название статьи: Психолого-педагогическое сопровождение адаптации обучающихся с ОВЗ в условиях массовой школы
DOI: 10.34772/KPJ.2020.141.4.034
Аннотация. Актуальность данной статьи определена тем, что в настоящее время в массовых общеобразовательных школах ежегодно увеличивается численность обучающихся детей с ОВЗ, которые в силу ряда причин испытывают трудности при изучении учебного материала, общении со сверстниками и взрослыми, вхождении в школьный коллектив, что приводит к возникновению у них дезадаптации. В ходе исследования выявлены условия, способствующие успешной адаптации обучающихся с ОВЗ в условиях массовой школы, так же определено, что эффективным способом решения проблемы адаптации обучающихся с ОВЗ является реализация в условиях образовательного учреждения системы психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации. Анализ литературных источников позволил определить, что массовые школы, обладая разнообразными ресурсами, способны через их внедрение в деятельность системы психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ решить проблемы, связанные с получением им качественного образования и интеграцией в социум. Изучение опыта практической деятельности организаций, работающих с детьми с ОВЗ, позволил прийти к выводу о том, что реализуемые в настоящее время модели психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ являются весьма узко направленными, и в своей основе, по большей части, ориентированы на деятельность педагога-психолога с данной категорией детей. Автором доказано, что разработанная модель психолого-педагогического сопровождения адаптации обучающихся с ОВЗ в условиях массовой школы, реализуемая на основе комплексного подхода, социального взаимодействия между всеми субъектами сопровождения и использования программно-методического обеспечения в деятельности специалистов, является эффективной, о чем свидетельствуют результаты опытно-экспериментальной работы. Данная модель может стать полноценной частью системы современного образования, дающей возможность в полном объеме ребенку с ОВЗ реализовывать свое право на качественное школьное образование. Статья предназначена для работников системы образования, сферы социального обслуживания, руководителей образовательных учреждений, исследователей.
Ключевые слова: сопровождение, обучающийся с ОВЗ, адаптация, образовательные учреждения, организация, педагог-психолог, тревожность, дезадаптация, система психолого-педагогического сопровождения, мотивация, «особый» ребенок, образовательная среда, модель психолого-педагогического сопровождения, массовая школа, инклюзивная школа.
Контактные данные: tmixailova79@yandex.ru
Полная версия статьи: СКАЧАТЬ
Quoting: Mikhailova T. Psychological and pedagogical support of adaptation of students with disabilities in mass schools // Kazan pedagogical journal. — 2020. — № 4 (141). — р.243-249.
Author(s): T. Mikhailova
Name of article: Psychological and pedagogical support of adaptation of students with disabilities in mass schools
DOI: 10.34772/KPJ.2020.141.4.034
Abstract. The relevance of this article is determined by the fact that at present the number of children with disabilities studying in mass, General education schools is increasing every year for a number of reasons, they have difficulties in studying educational material, communicating with peers and adults, and joining the school team, which leads to their maladaptation. The study identified conditions that contribute to the successful adaptation of students with disabilities in a mass school, as well as determined that an effective way to solve the problem of adaptation of students with disabilities is the implementation of a system of psychological and pedagogical support of the adaptation process in an educational institution. The analysis of literary sources allowed us to determine that mass schools with various resources are able to solve problems related to obtaining a quality education and integration into society through the introduction of a system of psychological and pedagogical support for students with disabilities in their activities. The study of the experience of practical activities of organizations working with children with disabilities has led to the conclusion that the currently implemented models of psychological and pedagogical support for students with disabilities are very narrowly focused, and are mostly focused on the activities of a teacher-psychologist with this category of children. The author proves that the developed model of psychological and pedagogical support of adaptation of students with disabilities to mass schools, implemented on the basis of a comprehensive approach, social interaction between all subjects of support, and the use of software and methodological support in the activities of specialists, is effective, as evidenced by the results of experimental work. This model can become a full-fledged part of the modern education system, which allows a child with disabilities to realize fully his right to quality school education. The article is intended for employees of the education system, social services, heads of educational institutions, researchers.
Keywords: support, student with disabilities, adaptation, educational institutions, organization, teacher-psychologist, anxiety, maladaptation, psychological and pedagogical support system, motivation, «special» child, educational environment, model of psychological and pedagogical support, mass school, inclusive school.
The contact details of authors: tmixailova79@yandex.ru
Full version of article: DOWNLOAD