Цитирование: Абитов Р.Н. Пути повышения валидности и повторяемости экспериментальных педагогических исследований // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 4 (153). — С.79-89.
Автор(ы): Р.Н. Абитов
Название статьи: Пути повышения валидности и повторяемости экспериментальных педагогических исследований
DOI: 10.51379/KPJ.2022.154.4.009
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью совершенствования математико-статистического аппарата как основного инструмента доказательства педагогических гипотез. Целью статьи является выявление путей повышения валидности и повторяемости экспериментальных педагогических исследований. Автором проведен разбор педагогических диссертаций на предмет критического анализа их экспериментальной части. Выявлен ряд проблем экспериментальной части диссертационных исследований связанных с: неправильным использованием мер центральной тенденции и методов сравнения выборок, использованием ранговых шкал уровней компетенции без проверки доверительных интервалов, отсутствием проверки достоверности однородности выборок в начальном этапе эксперимента. Предложен ряд путей решения этих проблем с помощью: использования непараметрических статистических критериев; комплексного представления параметров выборки (медиана, квартили, процентили); деления мультимодальных выборок; использования психофизического закона Вебера-Фехнера для ранговых шкал; использования непараметрических критериев Уилкоксона и Манна-Уитни, вместо критерия Хи-квадрат. Даны авторские рекомендации для планирования и реализации педагогического эксперимента. Статья может быть интересна педагогам-исследователям а также аспирантам педагогических специальностей.
Ключевые слова: педагогический эксперимент, непараметрические выборки, дизайн эксперимента, валидность эксперимента, повторяемость эксперимента.
Контактные данные: rouslan.abitov@gmail.com
Полная версия статьи: СКАЧАТЬ
Quoting: Abitov R. On the ways to increase the validity and repeatability of experimental pedagogical research // Kazan pedagogical journal. — 2022. — № 4 (153). — Р.79-89.
Author(s): R. Abitov
Name of article: On the ways to increase the validity and repeatability of experimental pedagogical research
DOI: 10.51379/KPJ.2022.154.4.009
Abstract. The relevance of the article lies in the need for improving the statistical apparatus as the main means of proving pedagogical hypotheses. The purpose of the article is to identify ways of increasing the validity and repeatability of experimental pedagogical studies. The author examined pedagogical theses for a critical analysis of their experimental part. A number of problems of the experimental part of the theses were revealed: the improper use of central tendency measures and methods for comparing samples, the use of ranking scales of competence levels without verification of confidence intervals, the lack of verification of uniformity of samples in the initial stage of the experiment. A number of solutions to these problems are proposed to implement in the pedagogical research: the use of non -parametric statistical criteria; a comprehensive presentation of the sample parameters (median, rent, percentiles); division of multimodal samples; use of the psycho-physical law of Weber-Fechner for rank scales; use of Wilcoxon’s non-parametric and Mann-Whitney tests instead of Chi-square criterion. Recommendations on the proper the design of the experiment are given. The article might be interesting to educators, as well as doctorate students of pedagogical specialties.
Keywords: pedagogical experiment, non-parametric samples, experimental design, experimental validity, experimental repeatability.
The contact details of authors: rouslan.abitov@gmail.com
Full version of article: DOWNLOAD