РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЗНАНИЯ В РАКУРСЕ КОГНИТИВНОЙ ПАРАДИГМЫ

Цитирование: Левина Е.Ю., Мухаметзянова Л.Ю. Развитие Человека знания в ракурсе когнитивной парадигмы // Казанский педагогический журнал. — 2020. — № 3 (140). — С.8-18.

Автор(ы): Е.Ю. Левина, Л.Ю. Мухаметзянова

Название статьи: Развитие Человека знания в ракурсе когнитивной парадигмы

DOI: 10.34772/KPJ.2020.140.3.001

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем, что необходимо определить ракурс человекообразующего» типа образования, способного обеспечить его гуманизацию в эпоху цифровизации. Цель статьи – раскрыть человеко-ориентированные приоритеты образования под когнитивным углом зрения, в котором обучающийся предстает как Человек знания – думающая самодостаточная личность, способная соизмерять когнитивный потенциал знания с его человекообразующей направленностью. В качестве методологической основы исследования позиционируется когнитивная парадигма, базирующаяся на обращении к способам, видам и технологиям переработки информации человеком в целях создания собственной системы познания мира с выходом на генерацию знаний. Авторы раскрывают ее в виде тезисов, которые содержат проблемные целевые установки и их результативную интерпретацию: Человек – профессионал; формирование и развитие Человека знания в системе высшего образования; ценность педагога в пространстве когнитивной парадигмы; генерация знания – сущностная характеристика когнитивной парадигмы; механизмы формирования собственной системы знаний Человеком; инструментарий развития Человека знаний в высшей школе. Такое изложение результатов исследования позволяет читателю уяснить главные постулаты когнитивной парадигмы в их соразмерном единстве и логической поступательности.

Ключевые слова: образование, развитие, когнитивная парадигма, Человек знания, генерация знания, цифровизация.

Контактные данные: frau.levina2010@yandex.ru, lar_ur@list.ru

Полная версия статьиСКАЧАТЬ


Quoting: Levina E., Mukhametzyanova L. Development of the Human of knowledge in the context of cognitive paradigm // Kazan pedagogical journal. — 2020. — № 3 (140). — р.8-18.

Author(s): E. Levina, L. Mukhametzyanova

Name of article: Development of the Human of knowledge in the context of cognitive paradigm

DOI: 10.34772/KPJ.2020.140.3.001

Abstract. The relevance of the article is caused due to the need to determine an angle of “human-forming” type of education, responsible to supply humanization in the digitalization epoch. The purpose of the article is to reveal human-oriented priorities of education in the cognitive aspect, while the learner is viewed as a Human of knowledge – a thoughtful, self-contained personality able to measure the cognitive capital of knowledge with human-oriented focus. Methodological foundation of the research is a cognitive paradigm, based on the treatment to the methods, types and technologies of processing information by a human in order to create his own system of world cognition with the entrance to the knowledge generation. The authors reveal it in the form of thesis, which contain problem-based goal settings and their resultative interpretation: Human as a professional formation and development of the Human of knowledge in the system of higher education; teacher’s value in the cognitive paradigm environment; knowledge generation – these are essential characteristics of cognitive paradigm; mechanisms of formation personified system of Human’s knowledge; instrumental measure for the Human of knowledge development in the higher school. This presentation of the research results allows the reader to comprehend the main aspects of cognitive paradigm in their integral unity and logic step-forwardness.

Keywords: education, development, cognitive paradigm, Human of knowledge, knowledge generation, digitalization.

The contact details of authors: frau.levina2010@yandex.ru, lar_ur@list.ru

Full version of articleDOWNLOAD