РИСКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Цитирование: Кушнарёва О.В. Рискологическая компетентность студентов политехнического вуза как предмет научно-педагогического анализа // Казанский педагогический журнал. – 2020. – № 5 (142). – С.97-105.

Автор(ы): О.В. Кушнарёва

Название статьи: Рискологическая компетентность студентов политехнического вуза как предмет научно-педагогического анализа

DOI: 10.34772/KPJ.2020.142.5.014

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью раскрытия роли профессионального образования в деле подготовки специалистов, обладающих не только высоким уровнем профессиональных знаний и умений в области техносферной безопасности, интеллектуальных способностей, но и осознающих ценность культуры безопасности, способных воплотить идею превентивного управления техносферой с целью предупреждения, минимизации и ликвидации рисков для обеспечения сохранности природы, обеспечения безопасности жизни и деятельности человека при повышении качества среды обитания. Цель статьи – анализ понятия «рискологическая компетентность студентов политехнического вуза», которая рассматривается в качестве одного из важнейших профессиональных качеств специалиста сферы охраны труда и промышленной безопасности.

Многоаспектность исследуемой проблемы привела к необходимости анализа образовательных и профессиональных стандартов, регулирующих процесс подготовки студентов направления «Техносферная безопасность» уровней бакалавриата и магистратуры, а также каких понятий, как «риск», «рискология», «профессиональный риск», «техногенный риск», «компетенция», «компетентность», «рискологическая компетенция». Результаты анализа и логика приведенных утверждений и определений, помогли осмыслить понятие «рискологическая компетентность студентов политехнического вуза» как интегративное качество личности, проявляющееся в знаниях в области обеспечения безопасности и предотвращения риска, мотивации и рефлексии, ценностях культуры безопасности, риск-ориентированном мышлении, в способности обеспечивать безопасность на основе умений и навыков преодоления опасных производственных ситуаций. Статья предназначена для работников системы образования, исследователей в области теории и методики профессионального образования.

Ключевые слова: риск, рискология, рискологические компетенции, рискологическая компетентность, компетентностный подход.

Контактные данные: ovk.delo@mail.ru

Полная версия статьиСКАЧАТЬ


Quoting: Kushnaryova O. Riskological competence of students of a polytechnic university as a subject of scientific and pedagogical analysis // Kazan pedagogical journal. – 2020. – № 5 (142). – р.97-105.

Author(s): O. Kushnaryova

Name of article: Riskological competence of students of a polytechnic university as a subject of scientific and pedagogical analysis

DOI: 10.34772/KPJ.2020.142.5.014

Abstract. The relevance of the article is due to the need to disclose the role of vocational education in the training of specialists who do not have only a high level of professional knowledge and skills in the field of technosphere safety, intellectual abilities, but also aware of the value of safety culture, capable of implementing the idea of preventive management of the technosphere in order to prevent , minimize and eliminate risks to ensure the preservation of nature, ensure the safety of life and human activities while improving the quality of the environment. The purpose of the article is to analyze the concept of “riskological competence of students of a polytechnic university”, which is considered as one of the most important professional qualities of a specialist in the field of labor protection and industrial safety.

The multifaceted nature of the problem under study has led to the need to analyze educational and professional standards governing the process of training students in the Technosphere Safety direction of the bachelor’s and master’s degrees, as well as what concepts like “risk”, “riskology”, “professional risk”, “technogenic risk”,“сompetence”,“riskological competence”. The results of the analysis and the logic of the above statements and definitions helped to comprehend the concept of “risk-based competence of students of a polytechnic university” as an integrative personality quality, manifested in knowledge in the field of safety and risk prevention, motivation and reflection, values of safety culture, risk-oriented thinking, in the ability to ensure safety based on the skills and abilities to overcome dangerous industrial situations. The article is intended for employees of the education system, researchers in the field of theory and methodology of vocational education.

Keywords: risk, riskology, riskological competence, riskological competence, competence-based approach.

The contact details of authors: ovk.delo@mail.ru

Full version of article: DOWNLOAD