Рябова Т.В. Исследование влияния дистанционного формата обучения на личностные характеристики студента

Цитирование: Рябова Т.В. Исследование влияния дистанционного формата обучения на личностные характеристики студента // Казанский педагогический журнал. – 2020. – № 5 (142). – С.196-201.

Автор(ы): Т.В. Рябова

Название статьи: Исследование влияния дистанционного формата обучения на личностные характеристики студента

DOI: 10.34772/KPJ.2020.142.5.030

Аннотация. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена трансформацией процесса учебной деятельности при переходе на дистанционный формат образования в условиях социальной изоляции.

Цель статьи состоит в выявление положительных и отрицательных сторон дистанционного формата, а также психологических, социально – психологических, педагогических факторов, влияющих на личностные характеристики студентов.

Ведущими подходами к исследованию данной проблемы являются психолого – педагогический анализ, анкетирование, психодиагностическое тестирование.

В результате исследования выявлены психологические и социально – психологические положительные факторы дистанционного формата обучения. Среди них снижение стресса вследствие ощущения безопасности из-за уменьшения шансов заражения коронавирусом; возможности управлять своим временем. К отрицательным факторам дистанционного обучения относятся проблемы с интернет – ресурсами и психолого – педагогические проблемы.

Анализ результатов психодиагностических методик показал, что недостаток общения с одногруппниками и преподавателями приводит к повышению агрессивности и конфликтности, снижению коммуникативной толерантности. У студентов обнаружены низкие показатели тревожности, высокие показатели активности и настроения.

Полученные результаты дополняют представления о психологических, педагогических, социально – психологических последствиях дистанционного формата вынужденной самоизоляции для студентов. Теоретическая значимость данной работы заключается в расширение научного представления о влиянии дистанционного формата обучения на личностные характеристики студентов. Практическая значимость состоит в возможности использования результатов при выстраивании перспектив всестороннего педагогического и психологического воздействия на личность студента, определяют вектор воспитательной работы со студентами вуза.

Материалы статьи могут быть полезными администрациям вузов, преподавателям, занимающиеся проблемами организацией и проведением дистанционного формата образования и исследователям, занимающихся данной проблематикой.

Ключевые слова: дистанционная форма обучения, образовательный процесс, цифровизация высшего образования, личность студента, тревожность, агрессивность, конфликтность.

Контактные данные: tatry@rambler.ru

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Ryabova T. The study of the distance education effect on the student’s personal attributes // Kazan pedagogical journal. – 2020. – № 5 (142). – р.196-201.

Author(s): T. Ryabova

Name of article: The study of the distance education effect on the student’s personal attributes

DOI: 10.34772/KPJ.2020.142.5.030

Abstract. The relevance of the problem under examination is due to the transformation of the educational process to the distance education format in conditions of social isolation.

The purpose of the article is to identify the positive and negative aspects of the distance education, as well as psychological, sociopsychological, and pedagogical factors that affect changes on the student’s personal attributes.

The leading approaches to the study of this problem are psychological and pedagogical analysis, questionnaires, and psychodiagnostic testing.

The research revealed positive psychological and socio-psychological factors of distance education. There are stress reducing due to the decrease of the risks of infection with coronavirus; the ability to manage one’s own time. Negative factors of the remote education include problems with Internet resources and psychological and pedagogical problems.

Analysis of the results of psychodiagnostic methods showed that the lack of communication with group mates and teachers leads to increased aggression and conflictness, and a decrease in communicative tolerance. Low levels of anxiety, high levels of activity and mood were also detected.

These results complement the understanding of the psychological, pedagogical, and sociopsychological consequences of the distance education in the forced self-isolation for students. The theoretical significance of this work is to expand the scientific understanding of the impact of distance education on the student’s personal attributes. Practical significance consists in the possibility of using the results in forming of the prospectives for a comprehensive pedagogical and psychological impact on the student’s personality, which determine the vector of educational work with University students.

The results of this study can be useful for University administrations, teachers involved in the organization and conduct of the distance education, and researchers involved in this issue.

Keywords: distance education, educational process, digitalization of higher education, student’s personality, anxiety, aggressiveness, conflictness.

The contact details of authors: tatry@rambler.ru

Full version of article: DOWNLOAD