Цитирование: Ничипоренко Н.П. Саногенные и патогенные паттерны адаптации в ракурсе системно-эволюционного подхода // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 4 (153). — С.263-273.
Автор(ы): Н.П. Ничипоренко
Название статьи: Саногенные и патогенные паттерны адаптации в ракурсе системно-эволюционного подхода
DOI: 10.51379/KPJ.2022.154.4.032
Аннотация. Данная статья посвящена изучению паттернов адаптации человека в обстоятельствах стресса, кризиса и травмы. Актуальность темы обусловлена необходимостью разработки системы критериев, признаков и маркёров, позволяющих дифференцировать процессы саногенной и патогенной направленности. Предметом исследования выступает динамика субъективного опыта человека в состояниях, далеких от равновесия. Целью статьи является теоретический анализ закономерностей адаптации человека с позиций системного подхода. К анализу проблемы применен методологический аппарат теории функциональных систем (П.К. Анохин, К.В. Судаков), системно-эволюционный подход (Ю.И. Александров), закономерности и принципы развития сложных самоорганизующихся систем. Логика статьи представляет переход от теоретического анализа проблемы к созданию моделей адаптации и рассмотрению их прикладного потенциала. В итоге обосновано, что саногенным может быть определен процесс или паттерн, отсроченные последствия которого ведут систему в направлении большей целостности, дифференциации, интегрированности и пластичности. При этом саморегуляция и самоорганизация оцениваемого процесса или паттерна направлены на поддержание динамического равновесия здоровья, а патогенные явления носят временный, локальный и обратимый характер. В результате проведенного анализа сформулированы ориентиры системного характера, позволяющие моделировать психологические, педагогические и социальные траектории эволюции человекомерных систем – процессы развития личности, отношений, семейных систем, организаций, групп и сообществ, социальных пространств. Материалы, представленные в статье, вносят вклад в расширение прикладного аспекта общей теории систем и системно-эволюционного подхода. Предложенные нами критерии (ориентиры) могут быть использованы в оценке экологичности внедрения образовательных, психологических, медицинских, информационных технологий и социальных проектов.
Ключевые слова: системный подход, адаптация, человекомерные системы, саногенез, неравновесные состояния, стресс, кризис, травма.
Контактные данные: nichiporenko.n@yandex.ru
Полная версия статьи: СКАЧАТЬ
Quoting: Nichiporenko N. Sanogenic and pathogenic adaptation patterns from the perspective of a systemic-evolutionary theory // Kazan pedagogical journal. — 2022. — № 4 (153). — Р.263-273.
Author(s): N. Nichiporenko
Name of article: Sanogenic and pathogenic adaptation patterns from the perspective of a systemic-evolutionary theory
DOI: 10.51379/KPJ.2022.154.4.032
Abstract. This article is devoted to the study of human adaptation patterns in circumstances of stress, crisis and trauma. The relevance of the topic is due to the need to develop a system of criteria, signs and markers that allow differentiating the processes of sanogenic and pathogenic orientation. The subject of the study is the dynamics of a person’s subjective experience in states that are far from equilibrium. The purpose of the article is a theoretical analysis of the patterns of human adaptation from the standpoint of a systematic approach. The methodology of the theory of functional systems (P.K. Anokhin, K.V. Sudakov), the system-evolutionary theory (Yu.I. Alexandrov), the laws of the development of complex self-organizing systems were applied to the analysis of the problem. The logic of this article represents a transition from theoretical analysis of the problem to the creation of adaptation models and consideration of their applied potential. As result, it is proved that a process or pattern can be defined as sanogenic, the delayed consequences of which lead the system in the direction of greater integrity, differentiation, integration and plasticity. At the same time, self-regulation and self-organization of the evaluated process or pattern are aimed at maintaining a dynamic balance of health, and pathogenic phenomena are temporary, local and reversible. As result of the analysis, systemic guidelines have been formulated that allow modeling the psychological, pedagogical and social trajectories of the evolution of human measured systems – the processes of development of the individual, relationships, family systems, organizations, groups and communities, social spaces. The materials presented in the article contribute to the expansion of the applied aspect of the general theory of systems and the systematic approach. The criteria (standards) proposed by us can be used in assessing the environmental friendliness of the implementation of educational, psychological, medical, information technology and social projects.
Keywords: systematic approach, adaptation, human measured systems, sanogenesis, non-equilibrium states, stress crisis, trauma.
The contact details of authors: nichiporenko.n@yandex.ru
Full version of article: DOWNLOAD