СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ: УТОПИЯ ИЛИ ПРЕДСКАЗАНИЕ? (К.Н. ВЕНТЦЕЛЬ)

Цитирование: Смирнов И.П. Свободное воспитание: утопия или предсказание? (К.Н. Вентцель) // Казанский педагогический журнал. – 2020. – № 4 (141). – С.7-17.

Автор(ы): И.П. Смирнов

Название статьи: Свободное воспитание: утопия или предсказание? (К.Н. Вентцель)

DOI: 10.34772/KPJ.2020.141.4.001

Аннотация. На основе трудов русского педагога и теоретика К.Н. Вентцеля, ряда других ученых, автор воспроизводит популярную среди педагогической общественности начала прошлого века теорию свободного воспитания и анализирует ее возможные перспективы. С привлечением широкого исторического материала показаны различные, часто полярные взгляды на проблему, которая и сегодня находится в эпицентре научно-педагогических дискуссий. Проведен сравнительный анализ основных положений теории свободного воспитания с современными нормативно-правовыми документами в этой области (Основы государственной молодежной политики, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года) и реальной практикой воспитания.

Вентцель Константин Николаевич (1857–1947 гг.), учился в Петербургском университете. С 1880 участник революционного народнического движения (арестован в Воронеже, выслан). Преподавал в педагогическом техникуме и университете, был организатором и преподавателем Института народного образования. Пытался реализовать свои идеи в «Московском доме свободного воспитания». Автор трудов по теории свободного воспитания.

Ключевые слова: история педагогики, теория свободного воспитания, Вентцель К.Н., сравнительный анализ, научно-педагогическая дискуссия.

Контактные данные: ips2@list.ru

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Smirnov I. Free education: utopia or prediction? (K. Wentzel) // Kazan pedagogical journal. – 2020. – № 4 (141). – р.7-17.

Author(s): I. Smirnov

Name of article: Free education: utopia or prediction? (K. Wentzel)

DOI: 10.34772/KPJ.2020.141.4.001

Abstract. Based on the works of the Russian teacher and theorist K.N. Wentzel and a number of other scientists, the author reproduces the theory of free education, which is popular among the pedagogical community at the beginning of the last century, and analyzes its possible prospects. With the involvement of a wide range of historical material, it shows different, often polar views on the problem, which is still in the epicenter of scientific and pedagogical discussions.

A comparative analysis of the main positions of the theory of free education with modern legal documents in this area (Basis of the state youth policy, Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025) and the actual practice of education.

Konstantin Wentzel (1857–1947), studied at the St. Petersburg University. Since 1880, a member of the revolutionary “Narodnik” movement (arrested in Voronezh, exiled). He taught at the pedagogical College and University, was an organizer and teacher of the Institute of public education. He tried to implement his ideas in the “Moscow house of free education”. Author of works on the theory of free education.

Keywords: history of pedagogy, free education, Wentzel K.N., comparative analysis, scientific and pedagogical discussion.

The contact details of authors: ips2@list.ru

Full version of articleDOWNLOAD