Цитирование: Славутская Е.В., Владимирова О.Н. Системный анализ данных психодиагностики и проявление интегро-дифференционного принципа в развитии личности // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 2 (151). — С.195-205.
Автор(ы): Е.В. Славутская, О.Н. Владимирова
Название статьи: Системный анализ данных психодиагностики и проявление интегро-дифференционного принципа в развитии личности
DOI: 10.51379/KPJ.2022.152.2.028
Аннотация. Актуальность работы обусловлена необходимостью развития современных средств и методов анализа психодиагностических данных.
Цель работы — показать возможности системного анализа многомерных данных психодиагностики, как индуктивного метода психологических исследований, и на конкретном примере продемонстрировать проявление фундаментального принципа системной интеграции и дифференциации в личностном развитии.
Представлен общий алгоритм системного анализа массива психодиагностических данных. В его рамках рассматривается следующая последовательность операций: предварительная обработка и классификация данных, выбор математических инструментов, комплексный, структурный и целостный системный анализ, включающий временные изменения внутрисистемных связей в рамках «горизонтального» анализа.
Использована факторная модель Р.Б. Кеттелла, как наиболее широко распространенный и апробированный инструмент структурной теории личности, позволяющая анализировать динамику ее развития.
Системный горизонтальный анализ данных авторского лонгитюдного исследования позволяет проследить развитие личности в динамике как проявление принципов системной интеграции и дифференциации. Результаты многолетнего изучения личности учащихся с младшего школьного до подросткового возраста демонстрируют возможности оценки временных рамок предподросткового кризиса, особенности структурирования личности школьника в контексте взаимосвязей между эмоциональной, коммуникативной, волевой и интеллектуальной сферой.
Ключевые слова: данные психодиагностики, подростки, личностные черты, системный анализ, принцип системной интеграции и дифференциации.
Контактные данные: slavutskayaev@gmail.com, olechka-121192@mail.ru
Полная версия статьи: СКАЧАТЬ
Quoting: Slavutskaya E., Vladimirova O. Psycho diagnostic data system analysis and the integro-differentiation principle manifestation in personal development // Kazan pedagogical journal. — 2022. — № 2 (151). — Р.195-205.
Author(s): E. Slavutskaya, O. Vladimirova
Name of article: Psycho diagnostic data system analysis and the integro-differentiation principle manifestation in personal development
DOI: 10.51379/KPJ.2022.152.2.028
Abstract. The relevance of the article is due to the need to develop modern tools and methods for analyzing psycho diagnostic data.
The purpose of the article is to show the system analysis possibilities of multidimensional psycho diagnostics data as an inductive method of psychological research, and to demonstrate by a definite example the manifestation of the fundamental principle of system integration and differentiation in personal development.
A general algorithm for the system analysis of an array of psycho diagnostic data is presented. Within its framework, the following sequence of operations is considered: preliminary processing and classification of data, selection of mathematical tools, complex, structural and holistic system analysis, including temporary changes in intra-system connections within the framework of «horizontal» analysis.
The factor model, introduced by R.B. Cattell is used as the most widespread and proven tool of the structural theory of personality, which allows analyzing the dynamics of its development.
A systemic horizontal analysis of the author’s longitudinal study data allows us to trace the development of personality in dynamics as a manifestation of the principles of system integration and differentiation. The results of a long-term study of students’ personality from primary school to adolescence demonstrate the possibilities of assessing the time frame of the pre-adolescent crisis, the peculiarities of structuring a students’ personality in the context of the interrelationships between the emotional, communicative, volitional and intellectual spheres.
Keywords: psycho diagnostic data, adolescents, personality traits, system analysis, the principle of system integration and differentiation.
The contact details of authors: slavutskayaev@gmail.com, olechka-121192@mail.ru
Full version of article: DOWNLOAD