Цитирование: Смирнов И.П. Теория свободного образования и ее основоположники. (От утопистов до Льва Толстого) // Казанский педагогический журнал. — 2020. — № 5 (142). — С.7-15.
Автор(ы): И.П. Смирнов
Название статьи: Теория свободного образования и ее основоположники. (От утопистов до Льва Толстого)
DOI: 10.34772/KPJ.2020.142.5.001
Аннотация. В основу статьи положены взгляды Льва Толстого и других мыслителей на принудительность образования как противоестественный способ социализации молодого поколения, отвращающий его от школы. Рассматриваемые до сих пор как утопические, идеи свободного образования широко поддерживались классиками педагогики разных стран, становились основой многочисленных экспериментов и имеют свое продолжение в мировой образовательной практике.
Истоки теории свободного образования берут начало в идеях социалистов – утопистов (Мор, Вольтер, Оуэн, Кампанела, Фурье), историческом движении свободоборцев, их поисках идеального общественного устройства. Автор обнаруживает это в процессе анализа педагогических экспериментов идеологов и организаторов школ свободного образования (Платон, Руссо, Л. Толстой, Феррер, Сазерленд), успешный опыт которых оказал глубокое воздействие на дальнейшее развитие научной педагогики.
Лев Николаевич Толстой (1828–1910г.г.) – автор «Войны и мира», «Анны Карениной» известен и как основоположник теории свободного образования в России. В ее создании он опирался на свой опыт преподавания в Яснополянской школе и организованную им крестьянскую учительскую семинарию. Л. Толстой – автор учебников для младших школьников; его «Азбука» и «Книги для чтения» наряду с «Родным словом» Ушинского были самыми распространенными учебными книгами в земских школах. Свои педагогические взгляды Л. Толстой изложил в статьях «О народном образовании» и «Воспитание и образование».
Ключевые слова: Лев Толстой, история педагогики, свободное образование, социальные утопии.
Контактные данные: ips2@list.ru
Полная версия статьи: СКАЧАТЬ
Quoting: Smirnov I. The theory of free education and its founders. (From utopians to Leo Tolstoy) // Kazan pedagogical journal. — 2020. — № 5 (142). — р.7-15.
Author(s): I. Smirnov
Name of article: The theory of free education and its founders. (From utopians to Leo Tolstoy)
DOI: 10.34772/KPJ.2020.142.5.001
Abstract. The article is based on the views of Lev Tolstoy and other thinkers on the compulsion of education as an unnatural way of socializing the young generation, which turns it away from school. Considered so far as utopian, the ideas of free education were widely supported by classics of pedagogy from different countries, and became the basis of numerous experiments and have their continuation in world educational practice.
The origins of the theory of free education originate in the ideas of the utopian socialists (Mor, Voltaire, Owen, Campanela, Fourier), the historical movement of the freedom fighters, their search for the ideal social structure. The author discovers this in the process of analyzing pedagogical experiments of ideologists and organizers of free education schools (Plato, Russo, L. Tolstoy, Ferrer, Sutherland), the successful experience of which had a profound impact on the further development of a scientific pedagogy.
Lev N. Tolstoy (1828-1910) — author of «War and peace», «Anna Karenina» is also known as the founder of the theory of free education in Russia. In its creation, he drew on his experience of teaching at the Yasnopolyansky school and the peasant teacher’s Seminary that he organized. L. Tolstoy is the author of textbooks for primary school children, his «Alphabet» and «Books for reading» were, along with Ushinsky’s «Native word», the most common educational books in zemstvo schools. L. Tolstoy presented his pedagogical views in the articles «About public education» and «Education and upbringing».
Keywords: Lev Tolstoy, the history of pedagogy, free education, social utopias.
The contact details of authors: ips2@list.ru
Full version of article: DOWNLOAD