СОДЕРЖАНИЕ ВРАЧЕБНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПОЛИАСПЕКТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цитирование: Горбунова Д.В., Казакова У.А., Макарова О.Ю. Содержание врачебной толерантности как профессионально-значимой компетенции в полиаспектной медицинской деятельности // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 5 (154). — С.67-75.

Автор(ы): Д.В. Горбунова, У.А. Казакова, О.Ю. Макарова

Название статьи: Содержание врачебной толерантности как профессионально-значимой компетенции в полиаспектной медицинской деятельности

DOI: 10.51379/KPJ.2022.156.6.008

Аннотация. Актуальность исследования заключается в необходимости модернизации педагогических стратегий социально-личностного развития и профессионального воспитания будущих специалистов медицинской сферы. Целью представленного исследования выступает уточнение содержания профессиональной врачебной толерантности как профессионально-значимой компетенции и определение её границ в соответствии с разными сферами профессиональной деятельности. Врачебная толерантность раскрывается как адаптационно-регуляционный механизм личности и средство, гармонизирующее межличностное взаимодействие с гетерогенным контингентом лиц. Авторы классифицировали профессиональную деятельность врача в соответствии с решаемыми задачами и нюансами межличностного взаимодействия: лечебно-диагностическая и реабилитационно-профилактическая деятельность в диаде врач-пациент; консультативная поддержка родственников/опекунов пациента; научно-исследовательская работа; межколлегиальное взаимодействие; социально-просветительская деятельность; преподавание и наставничество. Приведённая классификация позволила конкретизировать значимость и формы проявления исследуемой компетенции в каждом из предложенных направлений деятельности, тем самым детерминируя проблемные аспекты, значимые для оптимизации содержания как социально-гуманитарных, так и профильных дисциплин, изучаемых в медицинской высшей школе. Отмечено, что границы врачебной толерантности определяются соображениями безопасности, добросовестности и гуманности профессиональной научно-практической деятельности, что также необходимо учитывать в процессе формирования толерантности у студентов. Таким образом, результаты проведённого исследования конкретизируют концепт врачебной толерантности как компетенции, тем самым позволяя более детально подойти к разработке и рационализации стратегий развития профессиональной толерантности у студентов в образовательном процессе. Материалы статьи могут представлять интерес для научно-педагогических работников, занимающихся вопросами профессионального воспитания в высшей медицинской школе, а также студентам, интересующимся вопросами саморазвития.

Ключевые слова: толерантность, границы толерантности, профессиональная толерантность врача, профессиональная компетентность врача, медицинская педагогика, профессиональное воспитание.

Контактные данные: darya.gorda@yandex.ru, kazakova-ulyana@mail.ru, mrs.makarova@yandex.ru

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Gorbunova D., Kazakova U., Makarova O. The content of tolerance of a doctor as a professionally significant competence in multidimensional medical activity // Kazan pedagogical journal. — 2022. — № 5 (154). — Р.67-75.

Author(s): D. Gorbunova, U. Kazakova, O. Makarova

Name of article: The content of tolerance of a doctor as a professionally significant competence in multidimensional medical activity

DOI: 10.51379/KPJ.2022.156.6.008

Abstract. The relevance of the study is due to the need for the modernization of pedagogical strategies for social and personal development and professional education of future medical specialists. The presented research aims to clarify the concept of professional tolerance of a doctor as a professionally significant competence and to define its limits according to the different areas of professional activity. Professional tolerance of a physician is construed as an adaptive and regulatory mechanism of personality and the means of harmonizing interpersonal interaction with heterogeneous populations. The authors classified the professional activity of a doctor due to the tasks to be solved and the nuances of interpersonal interaction to be addressed: treatment and diagnostics, rehabilitation and prevention activities in the doctor-patient dyad; advisory support of the patients’ relatives / guardians; scientific research; interaction with the colleagues in the professional environment; health education, promotion and raising public awareness; teaching and mentoring of the students. The given classification allowed specifying the significance and forms of manifestation of the aforementioned competence in each of the proposed areas, thereby determining principal problematic aspects in optimizing the content of both socio-humanitarian and basic disciplines studied at higher medical school. It is noted that the limits of the professional tolerance of a doctor are determined by considerations of safety, integrity and humanity of professional scientific and practical activities, what should be taken into account in the tolerance development in students. Thus, the research results specify the concept of doctor’s tolerance thereby allowing the detailed approach to the devising and rationalization of the strategies for the professional tolerance development in students in the educational process of the higher medical school. The paper materials may be of interest to scientific and pedagogical workers involved in professional education research at the higher medical school, as well as to the medical students seeking advancement in self-development.

Keywords: tolerance, tolerance limits, professional tolerance of a doctor, professional competence of a doctor, medical pedagogics, professional education.

The contact details of authors: darya.gorda@yandex.ru, kazakova-ulyana@mail.ru, mrs.makarova@yandex.ru

Full version of article: DOWNLOAD