СООТНОШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АНТИВИТАЛЬНОСТИ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У ПОДРОСТКОВ

Цитирование: Истомина С.В., Быкова Е.А. Соотношение показателей антивитальности и жизнестойкости у подростков // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 5 (154). — С.199-208.

Автор(ы): С.В. Истомина, Е.А. Быкова

Название статьи: Соотношение показателей антивитальности и жизнестойкости у подростков

DOI: 10.51379/KPJ.2022.156.6.025

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимость поиска ресурсов у подростов для совладания с антивитальными поведенческими тенденциями. В статье рассматривается проблема связи жизнестойкости и антивитального поведения обучающихся. Показана необходимость изучения взаимосвязи антивитальности и жизнестойкости с целью разработки стратегии предупреждения нарушений психологического здоровья детей и подростков, развития качеств, позволяющих справляться со сложными жизненными ситуациями. Приведены результаты констатирующего эксперимента, проведенного на выборке 451обучающегося 6-9 классов Курганской и Свердловской областей с использованием следующего диагностического инструментария: Тест жизнестойкости С.Мадди (адаптированный Д.А. Леонтьевым опросник Hardiness Survey); Опросник «Антивитальность и жизнестойкость» (О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев); Тест витальности Г.В. Резапкиной.

Анализ данных показал, что треть подростков входят в «группу риска» по склонности к антивитальному поведению. Результаты корреляционного и факторного анализа показали взаимосвязь между показателями антивитальности, витальности и жизнестойкости обучающихся подросткового возраста. Отрицательная корреляционная связь обнаружена между антивитальными мыслями, действиями и удовлетворенностью жизнью, а также функциональностью семьи. Страх негативного оценивания прямо связан с появлением вредных привычек, асоциальным поведением. Общий уровень витальности связан с целеустремленностью, жизненным тонусом, стрессоустойчивостью, независимостью, принятием риска. Жизнестойкость положительно связана с такими характеристиками как принятие решений, контроль, вовлеченность и независимость, жизненный тонус, позитивный образ будущего. Полученные результаты станут основой программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся «группы риска».

Ключевые слова: жизнестойкость, антивитальность, витальность, подростки, стрессоустойчивость.

Контактные данные: istomina-sv@mail.ru, elbykova80@mail.ru

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Istomina S., Bykova E. The ratio of indicators of anti-vitality and resilience at adolescents // Kazan pedagogical journal. — 2022. — № 5 (154). — Р.199-208.

Author(s): S. Istomina, E. Bykova

Name of article: The ratio of indicators of anti-vitality and resilience at adolescents

DOI: 10.51379/KPJ.2022.156.6.025

Abstract. The relevance of the article is due to the need to find resources among adolescents to cope with anti-vital behavioral tendencies. The article deals with the problem of the relationship between resilience and anti-vital behavior of students. It is shown that it is necessary to study the relationship between anti-vitality and resilience in order to develop a strategy for preventing violations of the psychological health of children and adolescents, the development of qualities that allow coping with difficult life situations. The results of a ascertaining experiment conducted on a sample of 451 students of grades 6-9 of the Kurgan and Sverdlovsk regions using the following diagnostic tools are presented: S. Maddi’s Resilience Test (adapted by D.A. Leontiev, the Hardiness Survey questionnaire); the questionnaire «Anti-vitality and Resilience» (O.A. Sagalakova, D.V. Truevtsev); G.V. Rezapkina’s vitality test.

Analysis of the data showed that a third of adolescents are in the «risk group» for their propensity to anti-vitality behavior. The results of correlation and factor analysis showed the relationship between the indicators of anti-vitality, vitality and resilience of adolescent students. A negative correlation was found between anti-vital thoughts, actions and life satisfaction, as well as family functionality. The fear of negative evaluation is directly related to the emergence of bad habits, antisocial behavior. The general level of vitality is associated with purposefulness, vitality, stress resistance, independence, risk-taking. Resilience is positively associated with such characteristics as decision-making, control, involvement and independence, vitality, a positive image of the future. The obtained results will become the basis of the program of psychological and pedagogical support of students of the «risk group».

Keywords: resilience, anti-vitality, vitality, adolescents, stress resistance.

The contact details of authors: istomina-sv@mail.ru, elbykova80@mail.ru

Full version of article: DOWNLOAD