Цитирование: Мамина В.П., Бусурина Л.Ю., Кубекова А.С. Стратегии совладающего поведения у студентов с различным уровнем удовлетворенности жизнью // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 2 (151). — С.235-240.
Автор(ы): В.П. Мамина, Л.Ю. Бусурина, А.С. Кубекова
Название статьи: Стратегии совладающего поведения у студентов с различным уровнем удовлетворенности жизнью
DOI: 10.51379/KPJ.2022.152.2.033
Аннотация. В статье анализируются результаты исследования совладающего поведения с различным уровнем удовлетворенности жизнью у студентов медицинских специальностей. Проанализированы психологические характеристики личности как «копинг-стратегии», «удовлетворенность жизнью». Было обследовано 42 студента университета, средний возраст 22,3 года, 27 девушек и 15 юношей. Были применены следующие методики: 1) индекс жизненной удовлетворенности в адаптации Н.В. Паниной (Опросник общего психологического состояния человека — Neugarten А.О.); 2) методика «способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана (в рос. адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой). Статический анализ данных производился с помощью U-критерия Манна-Уитни для независимых выборок, пакета прикладных программ SPSS-21.1. В результате психодиагностического обследования было распределены три группы студентов с различным уровнем удовлетворенности жизнью (низкий, средний, высокий). У студентов с низкой удовлетворенностью жизнью обнаружены низкие сферы жизни такие как: «Согласованность между поставленными и достигнутыми целями» и «Интерес к жизни». Было установлено, что для третьей группы респондентов доминирующими стратегиями совладающего поведения были: «бегство-избегание» и «конфронтация», которые являются неадаптивными способами преодоления жизненных ситуаций. В ходе статистической обработки трех групп студентов были обнаружены различия группами по копинг стратегиям, а именно «планирование решения». Полученные результаты эмпирического исследования могут быть использованы психологами образовательных учреждений, оказывающим помощь студентами для повышения уровня удовлетворенности жизнью и выработке новых адаптивных стратегий преодоления сложных жизненных ситуаций.
Ключевые слова: копинг стратегии, студенты медицинского вуза, удовлетворенность жизнью, качество жизни, совладающее поведение, конфронтация, планирование решения, бегство-избегание.
Контактные данные: mamina.v@internet.ru, busja75@list.ru, alya_kubekova@mail.ru
Полная версия статьи: СКАЧАТЬ
Quoting: Mamina V., Busurina L., Kubekova A. Coping Behavior Strategies for Students with Different Levels of Life Satisfaction // Kazan pedagogical journal. — 2022. — № 2 (151). — Р.235-240.
Author(s): V. Mamina, L. Busurina, A. Kubekova
Name of article: Coping Behavior Strategies for Students with Different Levels of Life Satisfaction
DOI: 10.51379/KPJ.2022.152.2.033
Abstract. The article analyzes the results of a study of coping behavior with different levels of life satisfaction among students of medical specialties. Psychological characteristics of a person as a «coping strategy», «life satisfaction» are analyzed. We examined 42 university students, with an average age of 22.3 years, 27 girls and 15 boys. The following methods were applied: 1) the index of life satisfaction in the adaptation of N.V. Panina (Questionnaire of the general psychological state of a person — Neugarten A.O.); 2) the methodology “methods of coping behavior” by R. Lazarus and S. Folkman (in Russian adaptation by T. L. Kryukova, E. V. Kuftyak, M. S. Zamyshlyaeva). Static data analysis was performed using the Mann-Whitney U-test for independent samples, the SPSS-21.1 software package. As a result of the psycho-diagnostic examination, three groups of students with different levels of life satisfaction (low, medium, high) were distributed. Students with low life satisfaction were found to have low spheres of life such as: «Coherence between goals set and achieved» and «Interest in life.» It was found out that for the third group of respondents, the dominant coping strategies were: «flight-avoidance» and «confrontation», which are non-adaptive ways of overcoming life situations. In the course of statistical processing of three groups of students, differences were found among the groups in coping strategies, namely «decision planning». The obtained results of the empirical research can be used by psychologists of educational institutions who provide assistance to students to increase the level of life satisfaction and develop new adaptive strategies for overcoming difficult life situations.
Keywords: coping strategies, medical students, life satisfaction, the quality of life, coping behavior, confrontation, planning a solution, escape-avoidance.
The contact details of authors: mamina.v@internet.ru, busja75@list.ru, alya_kubekova@mail.ru
Full version of article: DOWNLOAD