Цитирование: Савина Н.В. Структурно-функциональная модель педагогического сопровождения профессионального становления молодежи из числа коренных малочисленных народов Севера // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 1 (150). — С.135-143.
Автор(ы): Н.В. Савина
Название статьи: Структурно-функциональная модель педагогического сопровождения профессионального становления молодежи из числа коренных малочисленных народов Севера
DOI: 10.51379/KPJ.2022.151.1.017
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью организации педагогического сопровождения профессионального становления молодежи из числа коренных малочисленных народов Севера с учетом потребностей в социально активных, ответственных и грамотных специалистах, которые имеют представления о традиционных отраслях хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, владеют знаниями о культуре своих народов и умеют принимать ответственные решения за судьбы народов. Цель статьи заключается в моделировании педагогического сопровождения профессионального становления молодежи из числа коренных малочисленных народов Севера.
Концептуальной основой исследования была определена Концепция профессионального развития человека в системе непрерывного образования Э.Ф. Зеера, которая актуальна применительно к исследуемой проблеме с позиций: а) учета социальной ситуации развития и ведущей деятельности обучаемых, б) непрерывного образования в условиях необходимости учета специфики привязанности детей из числа коренных малочисленных народов к семье и образа жизни в условиях Севера, в) обоснованности сопровождаемых нормативных профессионально обусловленных кризисов подростков при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. Автором выделены подходы и соответствующие им принципы: для системного подхода — конечной цели, единства, связности, иерархии, развития, преемственности и последовательности; компетентностного — модульности и проблематизации педагогического взаимодействия и средового — открытости, полифункциональности и интеграции. Автором предложены составляющие (координирующая, адаптационная, педагогическая), стадии: пропедевтической оптации, профильной оптации, профессиональной подготовки, профадаптация, первичной профессионализации и функции педагогического сопровождения, а также компонентный состав (мотивационно-адаптационный, когнитивный, профессионально-деятельностный) и оценочно-результативный инструментарий профессиональной компетентности выпускников колледжей как результата этого сопровождения. Научная новизна исследования заключается в разработке структурно-функциональной модели педагогического сопровождения профессионального становления молодежи из числа коренных малочисленных народов Севера для последующего ее применения при оптимальной организации обучения и воспитания индигенной молодежи. Статья предназначена для учителей, кураторов, представителей администрации и работодателей, интересующихся проблемами профессионального становления подростков из числа коренных малочисленных народов Севера.
Ключевые слова: моделирование, профессиональное становление, педагогическое сопровождение, коренные малочисленные народы Севера.
Контактные данные: savinanv70@mail.ru
Полная версия статьи: СКАЧАТЬ
Quoting: Savina N. Structural-functional model of pedagogical support for the professional development of young people from among the indigenous peoples of the North // Kazan pedagogical journal. — 2022. — № 1 (150). — Р.135-143.
Author(s): N. Savina
Name of article: Structural-functional model of pedagogical support for the professional development of young people from among the indigenous peoples of the North
DOI: 10.51379/KPJ.2022.151.1.017
Abstract. The relevance of the article is due to the need to organize pedagogical support for the professional establishment of young people from among the indigenous peoples of the North, taking into account the needs for socially active, responsible and competent specialists who have an idea about the traditional sectors of the economy of the indigenous peoples of the North, possess knowledge about the culture of their peoples and are able to take responsible decisions for the fate of peoples. The purpose of the article is to model the pedagogical support of the professional establishment of young people from among the indigenous peoples of the North.
The concept of personality’s professional establishment of a person in the system of lifelong education introduced by E.F. Zeer, which is relevant in relation to the problem under study from the standpoint of: a) taking into account the social situation of development and the leading activities of students, b) continuous education in the context of the need to take into account the specifics of attachment of children from among indigenous peoples to the family and lifestyle in the conditions of the North, c) validity accompanied by normative professionally conditioned crises of adolescents during the transition from one stage of professional development to another. The author singled out approaches and their corresponding principles: for a systematic approach — the ultimate goal, unity, coherence, hierarchy, development, continuity and consistency; competence — modularity and problematization of pedagogical interaction and environmental — openness, multifunctionality and integration. The author proposes the components (coordinating, adaptive, pedagogical), stages: propaedeutic option, profile option, professional training, professional adaptation, primary professionalization and the function of pedagogical support, as well as the component composition (motivational-adaptive, cognitive, professional-activity) and evaluative-effective tools of professional competence of college graduates as a result of this support. The scientific novelty of the study lies in the development of a structural and functional model of pedagogical support for the professional development of young people from among the indigenous peoples of the North for its subsequent application with the optimal organization of education and upbringing of indigenous youth. The article is intended for teachers, curators, representatives of the administration and employers who are interested in the problems of professional establishment of adolescents from among the indigenous peoples of the North.
Keywords: modelling, professional establishment, pedagogical support, indigenous peoples of the North.
The contact details of authors: savinanv70@mail.ru
Full version of article: DOWNLOAD