ТЕХНОЛОГИЯ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ШКОЛАХ МЕЖДУНАРОДНОГО БАКАЛАВРИАТА

Цитирование: Шевченко О.М. Технология критериального оценивания лингвистической компетенции в школах Международного бакалавриата // Казанский педагогический журнал. – 2020. – № 4 (141). – С.195-201.

Автор(ы): О.М. Шевченко

Название статьи: Технология критериального оценивания лингвистической компетенции в школах Международного бакалавриата

DOI: 10.34772/KPJ.2020.141.4.027

Аннотация. В статье рассматривается проблема обучения иностранным языкам в общем образовании как средству общения. Делается акцент на необходимости владения всеми видами речевой деятельности, реализующими устную и письменную формы коммуникации в ситуациях официального и неофициального общения. Цель статьи заключается в обосновании и разработке авторской методики критериального оценивания лингвистической компетенции школьников. Автором проведен анализ методологии критериального оценивания, разработанной в отечественных и зарубежных исследованиях, использован опыт разработки и реализации программ Международного Бакалавриата для обучающихся в основной школе. Сформулирован подход к критериальному оцениванию как к универсальному средству для формирования продуктивных способов мышления, успешного восприятия и переосмысления концептуальной информации.

Раскрыта сущность технологии критериального оценивания как системы, включающей комплекс учебных знаний по предметной области, отражающий концептуальное восприятие окружающего мира; визуальные методы, приемы и средства представления и наглядной передачи информации; совокупность психологических приемов совершенствования критического мышления в процессе обучения и оценивания. Доказано, что применение критериального оценивания позволяет увеличить темп процесса обучения, активизировать и познавательную деятельность обучающихся, у которых формируются и активно развиваются навыки критического мышления, умения образного представления знаний, повышается общий уровень интеллектуальной грамотности и культуры.

Ключевые слова: критериальное оценивание, лингвистическая компетенция, Международный бакалавриат, валидное задание, формирующее оценивание, констатирующее оценивание, уровень достижения, методология оценивания, технология оценивания, дескрипторы критерия.

Контактные данные: shevchenko@gym1527.ru

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Shevchenko O. Criteria-related assessment technology of linguistic competence in International baccalaureate schools // Kazan pedagogical journal. – 2020. – № 4 (141). – р.195-201.

Author(s): O. Shevchenko

Name of article: Criteria-related assessment technology of linguistic competence in International baccalaureate schools

DOI: 10.34772/KPJ.2020.141.4.027

Abstract. The article deals with the problem of teaching foreign languages in general education as a means of communication. The emphasis is placed on the need to master all types of speech activities that implement oral and written forms of communication in situations of official and non-official communication. The purpose of the article is to substantiate and develop the author’s methodology for criteria-related assessment of students’ linguistic competence. The author analyzes the criteria-related assessment methodologies, developed in Russian and foreign studies, and uses the experience of developing and implementing International Baccalaureate programs for students in secondary schools. There has been formulated an approach to criteria-related assessment as a universal tool for forming productive ways of thinking, successful perception and reinterpretation of conceptual information.

There has been revealed the essence of criteria-related assessment technology as the system including the complex of subject-specific academic knowledge, reflecting the conceptual perception of the world; visual methods and techniques of presentation of information and data transmission; a set of psychological techniques for enhancing critical thinking in the learning process and evaluation. It is proved that the use of criteria-related assessment can increase the pace of the learning process, activate students’ cognitive ability, form and actively develop critical thinking skills, skills of imaginative representation of knowledge, the overall level of intellectual literacy and culture.

Keywords: criteria-related assessment, linguistic competence, International baccalaureate, valid task, formative assessment, summative assessment, level of achievement, the methodology of evaluation, assessment technology, criteria descriptor.

The contact details of authors: shevchenko@gym1527.ru

Full version of article: DOWNLOAD