Цитирование: Трегубова Т.М., Шибанкова Л.А., Кац А.С. Тьюторское сопровождение профессионального развития педагогов: концептуальные рамки и дизайн в российских и европейских университетах // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 5 (154). — С.7-15.
Автор(ы): Т.М. Трегубова, Л.А. Шибанкова, А.С. Кац
Название статьи: Тьюторское сопровождение профессионального развития педагогов: концептуальные рамки и дизайн в российских и европейских университетах
DOI: 10.51379/KPJ.2022.156.6.001
Аннотация. Обращение авторов к теме тьюторского сопровождения профессионального развития педагогов обусловлено многофункциональностью педагога-тьютора, осуществляющего свою профессиональную деятельность в условиях многозадачности. Педагог-тьютор действует исходя из заданной ситуации взаимодействия, определяет слабые позиции педагога, усиливает их, способствует совершенствованию профессиональных и цифровых компетенций, что позволяет раскрыть потенциал обучающегося педагога, и способствует формированию саморефлексии у обучающегося педагога. Цель статьи – расширить представления о тьюторском сопровождении преподавательской деятельности как неотъемлемого компонента образовательного процесса в системе высшего образования и профессиональной переподготовки педагогов в современных условиях. Участие авторов в международном консорциуме проекта “Pro-VET” – «Профессиональное развитие педагогов профессиональных школ на основе лучших европейских практик» в рамках Программы «ЭРАЗМУС+» и проведение исследований в рамках проекта позволили сделать вывод о том, что ключевая проблема тьюторского сопровождения в российском и международном высшем образовании – это педагогическая (недостаточное владение технологиями реализации тьюторского сопровождения) и психологическая (несформированность тьюторской позиции) неготовность к реализации образовательных задач, возникающих в поле новой позиции тьютора. В статье раскрыта сущность тьюторского сопровождения профессиональной деятельности педагога, заключающаяся в том, что это – поэтапная педагогическая деятельность, основанная на принципе индивидуализации образования, целью которой является в наибольшей степени раскрытие творческого/профессионального потенциала педагога-тьюторанта с учетом его личностно-профессиональных особенностей. Классифицированы результаты эффективной тьюторской деятельности: формирование идентичности педагога, высокая мотивация к использованию инновационных технологий, педагогическая и психологическая готовность к профессиональному развитию. Предложено, что педагог тоже может находиться в позиции ученика, при этом педагог-психолог направляет педагога в его стремлении к эффективной самореализации. Доказано, что разработанный онлайн-курс «Развитие навыков тьюторинга в цифровой среде» является эффективным и призван помочь разрешить наиболее сложные психолого-педагогические и коммуникативные проблемы, возникающие в ходе педагогического взаимодействия в процессе профессионального развития педагога. Статья предназначена для педагогов-практиков, ученых-исследователей и аспирантов, которые занимаются проблемой тьюторского сопровождения профессионального развития педагогов высшей школы в условиях цифровой трансформации образования.
Ключевые слова: принцип индивидуализации (обучения), индивидуальный образовательный маршрут, тьюторское сопровождение, профессиональное развитие педагогов, направлять, самосовершенствование.
Контактные данные: tmtreg@mail.ru, luz7@yandex.ru, cats.schura@yandex.ru
Полная версия статьи: СКАЧАТЬ
Quoting: Tregubova T., Shibankova L., Kats A. Tutor’s support of teachers’ professional development: conceptual framework and design in Russian and European universities // Kazan pedagogical journal. — 2022. — № 5 (154). — Р.7-15.
Author(s): T. Tregubova, L. Shibankova, A. Kats
Name of article: Tutor’s support of teachers’ professional development: conceptual framework and design in Russian and European universities
DOI: 10.51379/KPJ.2022.156.6.001
Abstract. The authors’ appeal to the topic of tutoring support for the professional development of teachers is due to the multifunctionality of the teacher-tutor, who carries out his professional activities in multitasking conditions. A teacher-tutor acts on the basis of a given interaction situation, he identifies weak positions of a teacher, strengthens them, promotes the enhancing of professional and digital competences, which allow to reveal the tutee’s potential, and stimulates to form a self-reflection of a tutee, as well. The aim of the article is to identify issues that will allow to enlarge the vision of tutor’s support of a teaching activity as an integral component of the educational process in the system of higher education and professional retraining of teachers in modern conditions. The authors’ participation in the international consortium of the project «Pro-VET» – «Professional development of teachers of professional schools based on the best European practices» of «ERASMUS +» Program, and doing research within the Project framework, allowed the authors to conclude, that the key problem of tutor’s support in Russian and international system of higher education is pedagogical (insufficient possession of technologies for realization of tutor’s support), and psychological (non-formation of the tutoring position) unwillingness (unpreparedness) to implement educational tasks arising in the field of the new position of the tutor. The essence of tutor’s support of teacher’s professional activity is revealed: it is a stage-by-stage pedagogical activity based on the principle of individualization of education, which purpose is to reveal to a greater extent a creative/professional potential of the tutee, taking into account his personal and professional characteristics. The results of effective tutor’s activity are classified: formation of teacher’s identity, high motivation to implement the innovative technologies, pedagogical and psychological readiness for professional development. It is proposed that a teacher can be in the position of a student (it is called “tutor’s tutor”), at the same time, a teacher-psychologist directs a teacher in his aspiration to effective self-realization. It has been proved that the online course “Developing skills for tutoring in the e-learning context”, designed within the framework of the “Pro-VET” project, is effective, and was developed to help resolve the most complicated psychological, pedagogical, and communicative problems, appearing in the course of pedagogical interaction in the process of teacher’s professional development. The article is intended for practical teachers, research scientists, and graduate students who deal with the problem of tutoring support for the professional development of higher education teachers in the context of digital transformation of education.
Keywords: principle of individualization, individual educational path, tutor’s support; teachers’ professional development; to guide; self-perfection.
The contact details of authors: tmtreg@mail.ru, luz7@yandex.ru, cats.schura@yandex.ru
Full version of article: DOWNLOAD