УНИВЕРСИТЕТ КАК ДВИГАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ

Цитирование: Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Университет как двигатель социальных инноваций // Казанский педагогический журнал. – 2021. – № 5 (148). – С.7-16.

Автор(ы): О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева

Название статьи: Университет как двигатель социальных инноваций

DOI: 10.51379/KPJ.2021.149.5.001

Аннотация. Актуальность обусловлена переосмыслением роли и места университетов в обществе в условиях непредсказуемых изменений. Пересмотр традиционных функций приводит к размыванию четких границ между различными подсистемами общества и к возникновению смешанной функциональности, выход из традиционной узко дисциплинарной парадигмы. Цель статьи состоит в рассмотрении социальных инноваций как ключевой формы актуализации третьей миссии университетов. Рассматривая социальные инновации в вузе в качестве производной функции от его двух изначальных функций образования и проведения научных исследований, авторы определяют их системные параметры, формирующие идентичность и отличающих их от социальных инноваций в других сферах. Авторами также обобщены имеющиеся в международной практике классификации социальных инноваций и их применимость для категоризации социальных инноваций в университетах, а также сформулированы предложения по проектированию и реализации социальных инноваций в вузе, критерии оценки их эффективности. В рамках предлагаемой авторами концепции приведены примеры социальных инноваций в российских вузах. Методы исследования находятся в рамках сравнительно-аналитической парадигмы и включают в себя методы качественного контент-анализа и элементы социального проектирования. Научная новизна состоит в выделении социальных инноваций в университетах в отдельную категорию активностей в рамках третьей миссии университетов. Выявленные характеристики социальных инноваций применительно к высшей школе выделяют их из общего многообразия форм социальных инноваций, формируя их идентичность. Важность предлагаемой концепции социальных инноваций на уровне университетов состоит в их вкладе в усиление двух других традиционных миссий высшей школы и их диверсификации в интересах укрепления позиционирования вузов в условиях цифровизации и общей неопределенности общественного развития, приводящей к переосмыслению функций традиционных социальных институтов. Результаты исследования вносят вклад в совершенствование стратегии развития университета и имеют важное прикладное значение для модернизации программ профессионального развития преподавателей и административного персонала вузов.

Ключевые слова: третья миссия, социальная инновация, стратегия развития, общественные подсистемы, сотрудничество, акторы, агентность.

Контактные данные: info@erasmusplusinrussia.ru

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Oleynikova О., Muravyeva А. University as driver of social innovations // Kazan pedagogical journal. – 2021. – № 5 (148). – Р.7-16.

Author(s): О. Oleynikova, А. Muravyeva

Name of article: University as driver of social innovations

DOI: 10.51379/KPJ.2021.149.5.001

Abstract. The relevance is due to the rethinking of the role and place of universities in society in the face of unpredictable changes. The rethinking of traditional functions leads to the blurring of clear boundaries between various subsystems of society, and therefore to the emergence of a kind of mixed functionality, a way out of the traditional narrowly disciplinary paradigm. The aim of the article is to explore social innovations as a culmination of the actualization by the universities of their third mission. From the perspective of social innovations at universities as a derivative of their two traditional functions of delivering education and performing research, the authors identify their systems parameters that form their identity and distinguish them from social innovations in other spheres. Internationally recognized classifications of social innovations are explored as well as their applicability to categorizing university social innovations. The authors put forward proposals for designing and implementation of university social innovations, criteria for assessment of their impact. To illustrate the developed concept, the authors present examples of social innovations observed at Russian universities that meet the identified characteristics. Research methods belong to the comparative analytic paradigm and include methods of quality content-analysis and elements of social engineering. Scientific novelty is in the identification of university social innovations as a separate category of activities within the landscape of the third mission of the universities that distinguish them from the multitude of traditional activities in the field of social innovations. The identified properties of social innovations as applied to higher education crystallize their identity in the overall spectrum of social innovations. The relevance of the proposed concept is in their impact on strengthening and diversification of the two other traditional functions of higher education, to consolidate the standing of universities in society in the context of digitalization and of the growing uncertainty of societal development that result in re-thinking the functions of traditional institutes of society. The practical relevance is in the possibility to apply the proposed concept to enhance the development strategy and practices of universities. The material of the article can be used to modernize the professional development courses for university teachers and administrators.

Keywords: third mission, social innovation, development strategy, subsystems of society, cooperation, actors, agency.

The contact details of authors: info@erasmusplusinrussia.ru

Full version of articleDOWNLOAD