УЧЕБНАЯ АВТОНОМИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ

Цитирование: Хусаинова С.В., Хуснутдинова Р.Р., Федекин И.Н. Учебная автономия обучающихся как проблема познания // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 3 (152). — С.210-217.

Автор(ы): С.В. Хусаинова, Р.Р. Хуснутдинова, И.Н. Федекин

Название статьи: Учебная автономия обучающихся как проблема познания

DOI: 10.51379/KPJ.2022.153.3.027

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения учебной автономии обучающихся в современных условиях, а сама автономия рассматривается авторами как проблема познания и часть учебного процесса. Цель статьи заключается в определении основных критериев развития учебной автономии – самостоятельности и концентрации внимания. Авторы дают новое определение учебной автономии, под которой понимают способность обучающегося к удержанию внимания на программе планируемой деятельности, включающей осознанную активность в процесс ее осуществления для получения заданного результата. Показано существование потенциала удержания внимания на исполнительской активности обучающегося в деятельности. Выявлены уровневые проявления исследовательских умений обучающихся экспериментальной и контрольной групп. Раскрыта сущность проектной деятельности в развитии учебной автономии через решение проектных задач. Доказано, что испытуемые с «автономным» и «частично автономным» типом личностно-субъектной саморегуляции способны свободно ставить гипотезы, проводить анализ и решать задачи, но ввиду своей развитости (младший школьный возраст) не могут длительно удерживать внимание на изучаемом объекте и выделять его существенные детали.

Также было установлено, что обучающиеся, сделавшие ошибки в задании, не могут проводить коррекцию результата выполненного задания и определять программу дальнейших действий для выполнения новых задач.

Статья предназначена для психологов, педагогов, аспирантов и исследователей в области психологии и педагогики.

Ключевые слова: учебная автономия, познание, обучающийся, проектный метод, самостоятельность.

Контактные данные: sv_husainova@mail.ru, rezida.81@mail.ru, INFedekin@int.kpfu.ru

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Khusainova S., Khusnutdinova R., Fedekin I. Learners’ autonomy as a cognitive problem // Kazan pedagogical journal. — 2022. — № 3 (152). — Р.210-217.

Author(s): S. Khusainova, R. Khusnutdinova, I. Fedekin

Name of article: Learners’ autonomy as a cognitive problem

DOI: 10.51379/KPJ.2022.153.3.027

Abstract. The relevance of the article is due to the need to study the educational autonomy of students in modern conditions, and the autonomy itself is considered by the authors as a problem of cognition and part of the educational process. The purpose of the article is to determine the main criteria for the development of educational autonomy — independence and concentration of attention. The authors give a new definition of learning autonomy, which is understood as the ability of a student to keep attention on the program of planned activities, including conscious activity in the process of its implementation to obtain a given result. The existence of the potential to keep attention on the performing activity of the student in the activity is shown. The level manifestations of the research skills of students in the experimental and control groups were revealed. The essence of project activity in the development of educational autonomy through the solution of project tasks is revealed. It has been proven that subjects with an «autonomous» and «partially autonomous» type of personal-subjective self-regulation are able to put forward hypotheses for free, analyze and solve problems, but due to their development (primary school age) they cannot keep their attention on the object under study for a long time and highlight its essential details.

It was also found that students who made mistakes in the task cannot correct the result of the completed task and determine the program of further actions to complete new tasks.

The article is intended for psychologists, teachers, graduate students and researchers in the field of psychology and pedagogy.

Keywords: learning autonomy, cognition, learner, project method, independence.

The contact details of authors: sv_husainova@mail.ru, rezida.81@mail.ru, INFedekin@int.kpfu.ru

Full version of article: DOWNLOAD