Цитирование: Серебренникова Н.А., Калимуллина О.А. Профессионально-значимые качества студентов спортивных вузов: сущность и диагностика // Казанский педагогический журнал. — 2021. — № 6 (149). — С.140-145.
Автор(ы): Н.А. Серебренникова, О.А. Калимуллина
Название статьи: Профессионально-значимые качества студентов спортивных вузов: сущность и диагностика
DOI: 10.51379/KPJ.2021.150.6.020
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем, что формирование профессионально-значимых качеств студентов спортивных вузов является важной проблемой педагогической науки и практики, а также одним из важных направлений общей психолого-педагогической подготовки к спортивной деятельности, определяя ее качество и результаты. Автором рассмотрены наиболее актуальные проблемы формирования профессионально-значимых качеств у обучающихся спортивных вузов. В статье приведено авторское видение профессионально-значимых качеств у студентов-спортсменов, раскрывающее свое содержание через мотивационный, когнитивно-эмоциональный, волевой и личностный компоненты. Целью статьи выступило теоретическое обоснование определения «профессионально-значимые качества», изучение степени их сформированности у студентов спортивных вузов. В целях апробации диагностического инструментария приведены результаты констатирующего этапа эксперимента, проверена валидность методик исследования. Так, полученные результаты демонстрируют недостаточную выраженность у студентов мотивации на успех, самостоятельности и инициативности, смелости, решительности, настойчивости, стремления к цели, к соперничеству и к социальному престижу, низкий уровень развития эмоционального интеллекта. Полученные выводы указывают на актуальность проблемы, необходимость целенаправленного формирования у студентов спортивных вузов профессионально-значимых качеств и внедрения в учебно-воспитательный процесс вуза таких программ, которые учитывали бы выявленные особенности, обеспечивали формирование целенаправленной мотивации на профессионально-педагогическую и профессионально-спортивную деятельность с целью повышения ее эффективности.
Ключевые слова: профессионально-значимые качества, компетенции, компетентностный подход, студенты спортивных вузов, мотивационный компонент, когнитивно-эмоциональный компонент, волевой компонент, личностный компонент, структура профессионально-значимых качеств.
Контактные данные: nikoletta_sudden@mail.ru, ampleeva-v@mail.ru
Quoting:
Quoting: Serebrennikova N., Kalimullina O. Professionally significant qualities of students of sports universities: essence and diagnostics // Kazan pedagogical journal. — 2021. — № 6 (149). — Р.140-145.
Author(s): N. Serebrennikova, O. Kalimullina
Name of article: Professionally significant qualities of students of sports universities: essence and diagnostics
DOI: 10.51379/KPJ.2021.150.6.020
Abstract. The relevance of the article is due to the fact that the formation of professionally significant qualities of students of sports universities is an important problem of pedagogical science and practice, as well as one of the important areas of general psychological and pedagogical training for sports activities, determining its quality and results. The author considers the most pressing problems of the formation of professionally significant qualities in students of sports universities. The article presents the author’s vision of professionally significant qualities in student athletes, revealing their content through motivational, cognitive-emotional, volitional and personal components. The purpose of the article was the theoretical substantiation of the definition of «professionally significant qualities», the study of the degree of their formation among students of sports universities. In order to test the diagnostic tools, the results of the ascertaining stage of the experiment are presented, the validity of the research methods is checked. Thus, the results obtained demonstrate insufficient expression of motivation for success among students, a low level of independence and initiative, courage, determination, persistence, striving for a goal, for rivalry and for social prestige, a low level of development of emotional intelligence. The findings indicate the urgency of the problem, the need for the purposeful formation of professionally significant qualities among students of sports universities and the introduction of such programs into the educational process of the university, which would take into account the identified features, provide the formation of purposeful motivation for professional-pedagogical and professional-sports activities in order to increasing its efficiency.
Keywords: professionally significant qualities, competencies, competence-based approach, students of sports universities, motivational component, cognitive-emotional component, volitional component, personal component, structure of professionally significant qualities.
The contact details of authors: nikoletta_sudden@mail.ru, ampleeva-v@mail.ru