ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Цитирование: Мухаметзянова Ф.Г., Мясагутова А.Ф., Валиуллина Г.В. Формирование речевой коммуникации дошкольников с расстройствами аутистического спектра // Казанский педагогический журнал. — 2020. —  2(139). — С.247-254. 

Автор(ы): Ф.Г. Мухаметзянова, А.Ф. Мясагутова, Г.В. Валиуллина  

Название статьи: Формирование речевой коммуникации дошкольников с расстройствами аутистического спектра 

DOI: 10.34772/KPJ.2020.139.2.034 

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена повышением интереса среди ученых и практиков к вопросам формирования речевой функции и коммуникаций у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра (РАС). Цель статьи становится более значимой в связи с включением детей с РАС в дошкольное образование и недостаточным обоснованием технологий этого процесса. Авторами предложена программа формирования речевой функции и коммуникации детей с РАС средствами PECS как системы обмена изображениями. Исследование проводилось на основе методов теоретического анализа, включая сравнительный и системный анализ, а также эмпирические методы (тестирование, анкетирование) и методы констатирующего и формирующего эксперимента. Авторами предпринята попытка разработки тематического планирования занятий в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) при помощи карточек PECS. Результаты такой работы показали, что дети с РАС научились успешно использовать не только альтернативное общение, но и речевое общение. Статья предназначена для ученых и практиков, занимающихся проблематикой РАС на основе средств альтернативной коммуникации как PECS. 

Ключевые слова: аутизм, расстройство аутистического спектра, речевая коммуникация, коммуникативные нарушения, коммуникативные способности, дети, дошкольный возраст, дошкольник, формирование. 

Контактные данные: florans955@mail.rualina.myasagutova@mail.rualina.myasagutova@mail.ru 

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ

 


 

Quoting: Mukhametzyanova F., Myasagutova А., Valiullina G. Formation of speech communication in preschool children with autism spectrum disorders // Kazan pedagogical journal. — 2020. — № 2 (139). — р.247-254. 

Author(s)F. Mukhametzyanova, А. Myasagutova, G. Valiullina 

Name of articleFormation of speech communication in preschool children with autism spectrum disorders 

DOI10.34772/KPJ.2020.139.2.034 

Abstract. The relevance of the article is due to increased interest among scientists and practitioners in the formation of speech function and communication in preschool children with autism spectrum disorder (ASD). The purpose of the article becomes more significant in connection with the inclusion of children with ASD in preschool education and the insufficient justification of the technology of this process. The authors proposed a program for the formation of speech function and communication of children with ASD using PECS as an image exchange system. The study was carried out on the basis of theoretical analysis methods, including comparative and system analysis, as well as empirical methods (testing, questioning) and methods of ascertaining and formative experiment. The authors attempted to develop thematic lesson planning in a preschool educational institution (DOE) using PECS cards. The results of such work showed that children with ASD have learned to successfully use not only alternative communication, but also speech communication. The article is intended for scientists and practitioners dealing with the problems of RAS based on alternative communication tools like PECS. 

Keywords: autism spectrum disorder, speech communication, communicative disorders, communicative abilities, preschool age, forming. 

The contact details of authorsflorans955@mail.ru, alina.myasagutova@mail.ru, alina.myasagutova@mail.ru 

Full version of articleDOWNLOAD