ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (ОПК-8) В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ

Цитирование: Гильманшина С.И., Миннахметова В.А., Гордеева К.А. Формирование у студентов – будущих учителей общепрофессиональной компетенции (ОПК-8) в цифровой среде // Казанский педагогический журнал. — 2023. — № 1 (156). — С.68-75.

Автор(ы): С.И. Гильманшина, В.А. Миннахметова, К.А. Гордеева

Название статьи: Формирование у студентов – будущих учителей общепрофессиональной компетенции (ОПК-8) в цифровой среде

DOI: 10.51379/KPJ.2023.158.1.006

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью в условиях цифровой образовательной среды выполнять требования федерального государственного образовательного стандарта нового поколения по формированию у будущих учителей общепрофессиональных компетенций (ОПК). Одной из них, как указано в стандарте, служит ОПК-8 – способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний. На основе системного подхода анализируется процесс формирования у студентов педагогического бакалавриата этой общепрофессиональной компетенции в цифровой среде. Раскрыта суть понятийного аппарата исследования на примере подготовки будущих учителей химии. Предложен авторский подход к формированию у студентов данной компетенции посредством цифрового контента по профильному предмету и профессионально ориентированных заданий курса частной дидактики. Решение данных заданий включает два этапа. Во-первых, анализ школьных учебно-методических комплексов по изучению темы, сформулированной в профессиональной задаче. Во-вторых, разработка студентами цифровых видеоматериалов для формирования у школьников основных понятий указанной в задании темы во взаимосвязи с цифровым контентом по профильному предмету. Это разработка сценария на основе знаний по профильному предмету и частной дидактики, видеосъемка, монтаж и размещение готового цифрового продукта в облачном пространстве Yandex. Разработан и внедрен авторский цифровой контент, позволяющий формировать у студентов ОПК-8. Анкетирование студентов, прошедших обучение по коллоидной химии и дидактике химии с применением разработанного цифрового контента, показало положительное влияние описанного подхода на формирование у них общепрофессиональной компетенции. Статья предназначена для педагогов образовательных учреждений разного уровня.

Ключевые слова: подготовка учителя, цифровой контент, инновации в обучении, системный подход, общепрофессиональные компетенции.

Контактные данные: gilmanshina@yandex.ru, vika.vikto96@mail.ru, kristina.gordeeva.18@mail.ru

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Gilmanshina S., Minnakhmetova V., Gordeeva K. Formation of students – future teachers of general professional competence (GPC-8) in the digital environment // Kazan pedagogical journal. — 2023. — № 1 (156). — Р.68-75.

Author(s): S. Gilmanshina, V. Minnakhmetova, K. Gordeeva

Name of article: Formation of students – future teachers of general professional competence (GPC-8) in the digital environment

DOI: 10.51379/KPJ.2023.158.1.006

Abstract. The relevance of the article is due to the need in the conditions of the digital educational environment to fulfill the requirements of the federal state educational standard of a new generation for the formation of future teachers of general professional competencies (GPC). One of them, as indicated in the standard, is the GPC-8 – ability to carry out pedagogical activities based on special scientific knowledge. On the basis of a systematic approach, the process of formation of this general professional competence in the digital environment among students of the pedagogical bachelor’s degree is analyzed. The essence of the conceptual apparatus of the research is revealed on the example of training future chemistry teachers. The author’s approach to the formation of this competence among students by means of digital content on the profile subject and professionally-oriented tasks of the course of private didactics is proposed. The solution of these tasks includes two stages. Firstly, the analysis of school educational and methodological complexes for the study of the topic formulated in the professional task. Secondly, the development of digital video materials by students for the formation of the basic concepts of the topic specified in the assignment in relation to digital content on the profile subject. This is the development of a scenario based on knowledge of a specialized subject and private didactics, videography, installation and placement of a finished digital product in the Yandex cloud space. The author’s digital content has been developed and implemented, which allows students to form GPC-8. A survey of students who have been trained in colloidal chemistry and didactics of chemistry using the developed digital content showed a positive impact of the described approach on the formation of their general professional competence. The article is intended for teachers of educational institutions of different levels.

Keywords: teacher training, digital content, innovations in teaching, systematic approach, general professional competencies.

The contact details of authors: gilmanshina@yandex.ru, vika.vikto96@mail.ru, kristina.gordeeva.18@mail.ru

Full version of article: DOWNLOAD