ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Цитирование: Буяров Д.В., Пустоленко С.И. Формирование читательской грамотности на уроках обществознания // Казанский педагогический журнал. — 2023. — № 1 (156). — С.228-234.

Автор(ы): Д.В. Буяров, С.И. Пустоленко

Название статьи: Формирование читательской грамотности на уроках обществознания

DOI: 10.51379/KPJ.2023.158.1.026

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью формирования читательской грамотности среди обучающихся общеобразовательной школы для получения качественных предметных и метапредметных результатов, на основе которых возможно усваивать новые знания. Цель статьи заключается в анализе некоторых приемов и методов необходимых для формирования читательской грамотности. Авторы рассматривают два вектора развития читательской грамотности на уроках обществознания: работу с текстом и работу с иллюстративным материалом. Это обусловлено множественностью форм текстовой информации, которые включают в себя не только традиционные сплошные тексты, но и несплошные (карты, таблицы, инфографику и даже карикатуры). Развитие читательской грамотности возможно не только при работе с текстовыми документами (историческими, правовыми, публистическими и другими), но также и с иллюстративным и видеоматериалом. В рамках данного исследования акцентируется внимание на таких методах и приемах как кейс-технология, квест-технология, использование видеосюжетов, карикатур, работа с тезисами. Подчеркивается значение формирования читательской грамотности не только для развития критического мышления, но и для формирования ценностных ориентиров учащихся и их метапредметных компетенций.

Ключевые слова: технология, метод, приём, читательская грамотность, школьная программа, интерактивное обучение, процесс обучения.

Контактные данные: buyarov_d@mail.ru, stanislav.pust@mail.ru

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Buyarov D., Pustolenko S. Formation of reading literacy in the lessons of social science // Kazan pedagogical journal. — 2023. — № 1 (156). — Р.228-234.

Author(s): D. Buyarov, S. Pustolenko

Name of article: Formation of reading literacy in the lessons of social science

DOI: 10.51379/KPJ.2023.158.1.026

Abstract. The relevance of the article is due to the need for the formation of reading literacy among students of secondary schools to obtain high-quality subject and meta-subject results, on the basis of which it is possible to assimilate new knowledge. The purpose of the article is to analyze some of the techniques and methods necessary for the formation of reading literacy. The authors consider two vectors of the development of reading literacy in social studies lessons: work with text and work with illustrative material. This is due to the multiplicity of forms of textual information, which include not only traditional solid texts, but also discontinuous ones (maps, tables, infographics and even cartoons). The development of reading literacy is possible not only when working with text documents (historical, legal, journalistic and others), but also with illustrative and video materials. Within the framework of this research, attention is focused on such methods and techniques as case technology, quest technology, the use of videos, cartoons, work with theses. The importance of the formation of reading literacy is emphasized not only for the development of critical thinking, but also for the formation of students’ value orientations and their meta-subject competencies.

Keywords: technology, method, technique, reading literacy, school curriculum, interactive learning, learning process.

The contact details of authors: buyarov_d@mail.ru, stanislav.pust@mail.ru

Full version of article: DOWNLOAD