ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА» В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Цитирование: Ахметова Л.Ф., Закирова В.Г. Характеристика понятия «предпринимательская культура» в контексте формирования ее у старшеклассников // Казанский педагогический журнал. – 2021. – № 2 (145). – С.157-162.

Автор(ы): Л.Ф. Ахметова, В.Г. Закирова

Название статьи: Характеристика понятия «предпринимательская культура» в контексте формирования ее у старшеклассников

DOI: 10.51379/KPJ.2021.146.3.022

Аннотация. В настоящее время в образовательной практике по вопросам формирования у старшеклассников предпринимательской культуры наблюдаются определенные противоречия, в частности, такие, как: между неполными знаниями у старшеклассников о нормах этики в предпринимательской среде и требованиями к этической культуре предпринимателей; между высоким уровнем требований к предпринимательской культуре и недостаточным уровнем методического обеспечения формирования данного вида культуры. При этом наблюдаемые порой нарушения нравственных и правовых требований, а также противоречий, вытекающих из объективных общественных отношений, как правило, недооцениваются и своевременно не разрешаются. Исходя из этого, становится очевидным создание системы качественной помощи старшеклассникам в адаптации к новым экономическим отношениям путем создания условий для их личностного роста и на этой основе формирования готовности к осознанному выбору профиля обучения, связанного с будущим профессиональным становлением [1;2]. Целью данной статьи является системное раскрытие социально и личностно значимых характеристик предпринимательской культуры индивида, обладающего способностью отбирать для себя целесообразную экономическую альтернативу, что предполагает наличие в действиях предпринимателя своих закономерностей и особенностей. Все это в целом определило актуальность данного исследования, что связано с раскрытием сущностно-содержательной характеристики понятия «предпринимательская культура». С учетом заявленной проблематики в статье рассматриваются следующие аспекты: сущность предпринимательской культуры; структурные компоненты предпринимательской культуры; атрибуты коммерческой деятельности; важнейшие положения предпринимательской культуры относительно формирования ее у старшеклассников. Результатом исследования явилось положение о необходимости включения молодых людей в самостоятельную практическую деятельность, связанную с их вхождением в такую социальную структуру общества как «предприниматели» с их культурой и ориентацией на развивающуюся рыночную экономику.

Ключевые слова: предпринимательская культура, предпринимательское дело, система образования, компетенции, социализация, ценностные ориентации, организационное творчество, коммерческая деятельность этические нормы, профессиональная этика.

Контактные данные: laysan_gold@mail.ru, 1vzakiro@kpfu.ru

Полная версия статьиСКАЧАТЬ


Quoting: Akhmetova L., Zakirova V. Characteristic of the concept “entrepreneurial culture” in the context of its formation in high schools // Kazan pedagogical journal. – 2021. – № 2 (145). – Р.157-162.

Author(s): L. Akhmetova, V. Zakirova

Name of article: Characteristic of the concept “entrepreneurial culture” in the context of its formation in high schools

DOI: 10.51379/KPJ.2021.146.3.022

Abstract. Currently, there are certain contradictions in educational practice on the formation of an entrepreneurial culture among high school students. They are: between the incomplete knowledge of high school students about the norms of ethics in the business environment and the requirements for the ethical culture of entrepreneurs; between the high level of requirements for entrepreneurial culture and the insufficient level of methodological support for the formation of this type of culture. At the same time, sometimes observed violations of moral and legal requirements, as well as contradictions arising from objective social relations, as a rule, are underestimated and are not resolved in a timely manner. Proceeding from this, it becomes obvious to create a system of high-quality assistance to older graders in adapting to new economic relations by creating conditions for their personal growth and, on this basis, the formation of readiness for a conscious choice of a training profile associated with future professional development. The purpose of this article is a systematic disclosure of socially and personally significant characteristics of the entrepreneurial culture of an individual who has the ability to select a reasonable economic alternative for himself, which implies the presence of his own laws and characteristics in the actions of an entrepreneur. All this as a whole determined the relevance of this study, which is associated with the disclosure of the essential and substantial characteristics of the concept of “entrepreneurial culture”. Taking into account the stated problems, the article examines the following aspects: the essence of entrepreneurial culture; structural components of entrepreneurial culture; attributes of commercial activities; the most important provisions of entrepreneurial culture regarding its formation among high school students. The result of the study was the provision that it is necessary to help the inclusion of young people in independent practical activities associated with their entry into such a social structure of society as “entrepreneurs” with their culture and orientation towards the developing market economy.

Keywords: entrepreneurial culture, entrepreneurial business, education system, competencies, socialization, value orientations, organizational creativity, commercial activity, ethical norms, professional ethics.

The contact details of authors: laysan_gold@mail.ru, 1vzakiro@kpfu.ru

Full version of article: DOWNLOAD