Щербинина О.С., Грушецкая И.Н. Изучение проявлений одаренности дошкольников в рамках лонгитюдного исследования специфики решения задач социализации

Цитирование: Щербинина О.С., Грушецкая И.Н. Изучение проявлений одаренности дошкольников в рамках лонгитюдного исследования специфики решения задач социализации // Казанский педагогический журнал. – 2020. – № 5 (142). – С.176-181.

Автор(ы): О.С. Щербинина, И.Н. Грушецкая

Название статьи: Изучение проявлений одаренности дошкольников в рамках лонгитюдного исследования специфики решения задач социализации

DOI: 10.34772/KPJ.2020.142.5.027

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения условий психолого-педагогического сопровождения дошкольников с признаками одаренности для своевременного решения ими возрастных задач социализации. Несвоевременность решения задач социализации (естественно-культурных, социально-культурных, социально-психологических) становится причиной появления признаков виктимизации, пагубно влияющих на жизнь одаренного ребенка и оказывающих воздействие на выбор жизненного сценария взрослеющего одаренного человека. В связи с этим нами проводится изучение особенностей и трудностей социализации одаренных детей на разных возрастных этапах, которые, на наш взгляд, лежат в основе их успешного будущего, выстроенного по жизненному сценарию «Победителя» (по Э. Берну).

В статье представлены результаты первого этапа исследования среди дошкольников, позволяющие увидеть степень проявления познавательных потребностей и воображения в охваченной выборке. Данные получены с помощью тестирования детей, анкетирования педагогов и родителей.

Статья предназначена для педагогов-психологов, социальных педагогов и специалистов дошкольных образовательных организаций, а также ученых и практиков, заинтересованных проблемой работы с одаренными дошкольниками.

Ключевые слова: одаренность, одаренный ребенок, дошкольник, социализация, социальное развитие, психолого-педагогическое сопровождение.

Контактные данные: shcherbinina-olga@list.ru, i-grushetskaya@ksu.edu.ru

Полная версия статьиСКАЧАТЬ


Quoting: Shcherbinina O., Grushetskaya I. Studying the manifestations of pre-school children’s giftedness in the framework of a longitudinal study of the specifics of solving socialization problems // Kazan pedagogical journal. – 2020. – № 5 (142). – р.176-181.

Author(s): O. Shcherbinina, I. Grushetskaya

Name of article: Studying the manifestations of pre-school children’s giftedness in the framework of a longitudinal study of the specifics of solving socialization problems

DOI: 10.34772/KPJ.2020.142.5.027

Abstract. The relevance of the article is due to the need to study the conditions of psychological and pedagogical support of pre-school children with signs of giftedness in order to timely solve age-related socialization problems. The untimely solution of socialization tasks (natural-cultural, socio-cultural, socio-psychological) causes the appearance of victimization signs that adversely affect the life of a gifted child and affect the choice of the life scenario of a growing up gifted person. In this regard, we study the features and difficulties of socialization of gifted children at different age stages, which, in our opinion, are the basis of their successful future, built according to the life scenario of the “Winner” (according to E. Bern).

The article presents the results of the first stage of the study among pre-school children, which allow us to see the degree of manifestation of cognitive needs and imagination in the covered sample. The data was obtained by testing children, interviewing teachers and parents.

The article is intended for teachers-psychologists, social educators, and specialists of pre-school educational organizations, as well as scientists and practitioners interested in the problem of working with gifted preschoolers.

Keywords: giftedness, gifted child, pre-school child, socialization, social development, psychological and pedagogical support.

The contact details of authors: shcherbinina-olga@list.ru, i-grushetskaya@ksu.edu.ru

Full version of article: DOWNLOAD