ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ КОЧЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цитирование: Моргун Е.Н. Экологическое воспитание в условиях кочевого образования // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 2 (151). — С.9-18.

Автор(ы): Е.Н. Моргун

Название статьи: Экологическое воспитание в условиях кочевого образования

DOI: 10.51379/KPJ.2022.152.2.001

Аннотация. Исследовано образование противоречия между глобальными экологическими вызовами, требованиями ФГОС и отсутствием эффективной воспитательной системы по экологическому направлению в образовательных организациях. В процессе перехода от кочевой формы обучения к интернатной традиционная воспитательная экологическая система упрощается до нескольких формальных экологических мероприятий в год. Система экологического воспитания ребенка в условиях кочевого образования с самого раннего детства способствует формированию необходимых для выживания знаний, умений и навыков, а к подростковому возрасту он уже практически не уступает взрослым. Жизнь в комфортной городской среде и отрыв от природы лишает детей знания элементарных бытовых навыков выживания, воспитывает индивидуалистов. И напротив, воспитание в условиях кочевого образования способствует формированию нравственной личности с экологическим мировоззрением.

Методология работы основана на обобщении значительного фактического материала, собранного автором за период 2014–2021 гг. на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

Целью работы является анализ воспитательной экологической системы в региональном кочевом образовании.

Предложена новая ветвь дискуссии: кочевое образование – как эталонная модель экологического воспитания. Идея данной публикация сформировалась под влиянием экологической концепции Б.Б. Родомана и, возможно, дополнит растущее число исследований, направленных на поиск той идеальной воспитательной экологической системы, которая сможет повлиять на мировоззрение общества и кардинально изменить отношение человека к природе.

Ключевые слова: экологическое воспитание, кочевое образование, коренные малочисленные народы Севера, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Контактные данные: morgun148@gmail.com

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Morgun E. Environmental education in the conditions of nomadic education // Kazan pedagogical journal. — 2022. — № 2 (151). — Р.9-18.

Author(s): E. Morgun

Name of article: Environmental education in the conditions of nomadic education

DOI: 10.51379/KPJ.2022.152.2.001

Abstract. The formation of a contradiction between global environmental challenges, the requirements of the Federal State Educational Standard and the lack of an effective educational system in the environmental direction in educational organizations has been studied. In the process of transition from a nomadic form of education to a boarding school, the traditional educational ecological system is simplified to several formal ecological events per year. The system of ecological education of a child in the conditions of nomadic education from early childhood contributes to the formation of the knowledge, skills and abilities necessary for survival, and by adolescence, he is practically not inferior to adults. Life in a comfortable urban environment and separation from nature deprives children of basic everyday survival skills, and brings up individualists. And vice versa, upbringing in the conditions of nomadic education contributes to the formation of a moral personality with an ecological outlook.

The methodology of the work is based on the generalization of significant factual material collected by the author for the period 2014–2021. on the territory of the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug.

The purpose of the article is to analyze the educational ecological system in the regional nomadic education.

A new branch of discussion is proposed: nomadic education as a reference model of ecological education. The idea of this publication was formed under the influence of the ecological concept of B.B. Rodoman and, possibly, will supplement the growing number of studies aimed at finding that ideal educational ecological system that can influence the way of thinking of society and radically change the attitude of man to nature.

Keywords: environmental education, nomadic education, indigenous peoples of the North, Yamalo-Nenets Autonomous Okrug.

The contact details of authors: morgun148@gmail.com

Full version of article: DOWNLOAD