ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДОЛГ КАК ДЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Цитирование: Нестерова А.А. Эколого-педагогический долг как деонтологическая основа образования для устойчивого развития // Казанский педагогический журнал. – 2020. –  2 (139). – С.79-85. 

Автор(ы): А.А. Нестерова  

Название статьи: Эколого-педагогический долг как деонтологическая основа образования для устойчивого развития 

DOI: 10.34772/KPJ.2020.139.2.010 

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена остротой современного социально-экологического дискурса, который направлен на поиск философских, методологических оснований трансформации экологического мышления в обществе. Преобразующая функция в процессе такой трансформации, по мнению автора, принадлежит педагогу. Цель статьи заключается в попытке осмыслить категорию эколого-педагогического долга как деонтологическую основу образования для устойчивого развития. Автором систематизированы исходные позиции экологической и педагогической деонтологии, на основе которых раскрыта сущность понятия «эколого-педагогический долг», заключающаяся в понимании его как долга за возможность жить на планете Земля, использования её ресурсов для удовлетворения разного рода материальных и духовных потребностей, который педагог выполняет перед природой, обществом и самим собой. Подробно проанализировано понятие «экологический долг» как долг «за» что/кого и долг «перед» чем/кем. Предложено рассматривать эколого-педагогический долг как методологическое основание процесса формирования эколого-педагогической ответственности педагога в ходе его непрерывного образования. Статья предназначена для исследователей проблем педагогической деонтологии. 

Ключевые слова: экологическая деонтология, педагогическая деонтология, педагогический долг, эколого-педагогический долг, эколого-педагогическая ответственность. 

Контактные данные: a_saushkina@mail.ru 

Полная версия статьи:  СКАЧАТЬ

 


 

Quoting: Nesterova A. Environmental and pedagogical debt as a deontological basis of education for sustainable development // Kazan pedagogical journal. – 2020. – № 2 (139). – р. 79-85. 

Author(s)A. Nesterova 

Name of articleEnvironmental and pedagogical debt as a deontological basis of education for sustainable development 

DOI10.34772/KPJ.2020.139.2.010 

Abstract. The relevance of the article is due to the acuteness of the modern socio-ecological discourse, which is aimed at finding philosophical and methodological foundations for the transformation of environmental thinking in the society. The transforming function in the process of such transformation, according to the author, belongs to the teacher. The purpose of the article is to try to comprehend the category of ecological and pedagogical duty as a deontological basis of education for sustainable development. The author systematizes the initial positions of ecological and pedagogical deontology, on the basis of which the essence of the concept of “ecological and pedagogical duty” is revealed, which consists in understanding it as a duty for the opportunity to live on the Earth, to use its resources to meet various kinds of material and spiritual needs, which the teacher performs for nature, society and himself. The concept of “environmental debt” is analyzed in detail as a debt “for” what/whom and a debt “to” what/whom. It is proposed to consider the ecological and pedagogical duty as a methodological basis for the process of forming the ecological and pedagogical responsibility of a teacher in the course of his / her continuous education. The article is intended for researchers of the problems on pedagogical deontology. 

Keywords: environmental deontology, pedagogical deontology, pedagogical duty, eco-pedagogical duty, eco-pedagogical responsibility. 

The contact details of authorsa_saushkina@mail.ru 

Full version of articleDOWNLOAD