ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цитирование: Богоудинова Р.З., Царева Е.Е. Экосистемный подход в системе трансформации профессионального образования // Казанский педагогический журнал. — 2022. — № 6 (155). — С.50-57.

Автор(ы): Р.З. Богоудинова, Е.Е. Царева

Название статьи: Экосистемный подход в системе трансформации профессионального образования

DOI: 10.51379/KPJ.2022.157.7.006

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена нарастающими глобальными угрозами, которые возникли перед обществом в настоящее время. Эти угрозы способствуют переосмыслению происходящих процессов и трансформации понимания человеком окружающего мира и самого себя.

Цель статьи заключается в обосновании экосистемного подхода для трансформации профессионального образования.

Авторами сформулирована научная методология современного образования, которая заключается в синтезе методологии преподавания и познания студента.

Раскрыты требования для исследовательской деятельности преподавателя, а также модели междисциплинарного познания и мышления студентов. Коммуникация выступает основным средством в образовательном процессе.

Предложено применить экосистемный подход в системе профессионального образования, который предполагает взаимовыгодное взаимодействие всех заинтересованных сторон. Экосистемный подход предполагает изменение способов обучения, мышления, практики, жизненных стратегий на принципах взаимосвязанности, сотрудничества, добровольного обучения и развития.

Доказано, что экосистемный подход способствует формированию профессиональных компетенций, востребованных региональной экономикой, участников экосистемы, наработку умений, навыков для производства реального продукта в формате передовых инженерных школ.

Статья предназначена для широкой аудитории, в том числе для специалистов в области образования, представителей государственных структур и бизнеса, промышленности, словом, для всех тех, кто заинтересован в трансформации профессионального образования.

Ключевые слова: экосистемный подход, профессиональное образование, методология образования, метакомпетенции, образовательный процесс.

Контактные данные: rozabog@bk.ru, Cetinas@mail.ru

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Bogoudinova R., Tsareva E. Ecosystem Approach in Transformation of the Vocational Education System // Kazan pedagogical journal. — 2022. — № 6 (155). — Р.50-57.

Author(s): R. Bogoudinova, E. Tsareva

Name of article: Ecosystem Approach in Transformation of the Vocational Education System

DOI: 10.51379/KPJ.2022.157.7.006

Abstract. The relevance of the article is caused due to the growing global threats occurred in the society at the present time. These threats contribute to the rethinking of ongoing processes and the transformation of a human’s understanding of the world around him and himself.

The purpose of the article is to substantiate the methodology of the ecosystem approach for the transformation of professional education.

The authors formulated the scientific methodology of modern education, which consists of the teacher and the student methodology.

The requirements for the methodology of the teacher’s research activity, as well as the model of interdisciplinary cognition and the methodology of students’ thinking are revealed. Communication is the main means in the educational process.

It is proposed to apply an ecosystem approach in the system of vocational education, which involves mutually beneficial interaction of all stakeholders. The ecosystem approach involves changing the way we learn, think, live, act on the principles of interconnectedness, cooperation, voluntary learning and development.

It has been proven that the ecosystem approach contributes to the formation of professional actual competencies for the regional economy, ecosystem participants, the development of skills as well as abilities to produce a real product in the format of advanced engineering schools.

The article is intended for a wide range of audience, including specialists in the field of education, representatives of government agencies and business, industry, in a word, for all those who are interested in the transformation of professional education.

Keywords: ecosystem approach, vocational education, education methodology, meta-skills, educational process.

The contact details of authors: rozabog@bk.ru, Cetinas@mail.ru

Full version of article: DOWNLOAD