ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

Цитирование: Быстрова Е.А., Рыбакова Л.А. Экспериментальное исследование саморегуляции личности подростка как субъекта деятельности в условиях экстремальной ситуации // Казанский педагогический журнал.– 2020. –  2 (139). – С.235-240. 

Автор(ы): Е.А. Быстрова, Л.А. Рыбакова 

Название статьи: Экспериментальное исследование саморегуляции личности подростка как субъекта деятельности в условиях экстремальной ситуации 

DOI: 10.34772/KPJ.2020.139.2.032 

Аннотация. Статья выполнена на основе содержания магистерской диссертации, посвященной актуальной проблеме саморегуляции личности подростка в экстремальных ситуациях. В статье приводятся теоретическое обоснование и экспериментальное доказательство того, что ситуация экзамена для обучающегося является экстремальной. Цель экспериментального исследования состояла в том, чтобы на основе субъектно-деятельностного подхода выявить обусловленность саморегуляции личности подростков в экстремальной ситуации ролью субъекта деятельности и условиями образовательной среды. Поставленная цель достигалась с помощью констатирующей диагностики и формирующего эксперимента с участием обучающихся 8-ыx и 9-ыx классов п. Висим Свердловской области. По результатам корреляционного анализа выявлены значимые корреляционные связи между уровнем школьной тревожности как показателем условий образовательной среды и параметрами проявления личности подростка как субъекта деятельности: адаптивными способностями и компонентами общей саморегуляции. Подростки, проявляющие себя как субъекты учебной деятельности, обладают высоким уровнем развития адаптивных способностей и общей саморегуляции, что позволяет им соответствовать требованиям образовательной среды. Подростки, несформированные как субъекты учебной деятельности, показывают низкий уровень развития адаптивных способностей, низкий общий уровень саморегуляции, низкую осознанность процессов самоорганизации, что может привести к нервно-психическим срывам в экстремальной ситуации. Авторами представлено краткое описание разработанного для экспериментальной группы проекта программы с целью создания эффективных психолого-педагогических условий повышения уровня саморегуляции подростков в экстремальной ситуации (ситуации экзамена). В статье описаны результаты контролирующей диагностики, доказывающие эффективность реализованного проекта по развитию саморегуляции у подростков в экстремальной ситуации. 

Ключевые слова: подростковый возраст, субъект учебной деятельности, саморегуляция личности, экстремальная ситуация, экзамен, адаптивные способности, школьная тревожность, образовательная среда. 

Контактные данные: ms.lenochk@list.rurybakova.luda-n.tagil@yandex 

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ

 


 

Quoting: Bystrova E., Rybakova L. Experimental study of self-regulation of a teenager’s personality as a participant in an extreme situation // Kazan pedagogical journal. – 2020. – № 2 (139). – р.235-240. 

Author(s)E. Bystrova, L. Rybakova 

Name of articleExperimental study of self-regulation of a teenager’s personality as a participant in an extreme situation 

DOI10.34772/KPJ.2020.139.2.032 

Abstract. The article is based on the master’s thesis devoted to the actual problem of self-regulation of a teenager’s personality in extreme situations. The article provides theoretical justification and experimental proof that the situation of an exam for a student is extreme. The purpose of the experimental study was to use the subject-activity approach to identify the conditionality of personality self-regulation of adolescents in an extreme situation by the role of a participant and the conditions of the educational environment. This purpose was achieved with the help of diagnostics recitals and a forming experiment with the participation of the students of the 8th and 9th grades of the village of Visim in the Sverdlovsk region. The results of the correlation analysis revealed significant correlations between the level of school anxiety as an indicator of the conditions of the educational environment and the parameters of the adolescent’s personality as a participant: adaptive abilities and components of General self-regulation. Teenagers who manifest themselves as participants of educational situations have a high level of adaptive abilities and General self-regulation, which allows them to meet the requirements of the educational environment. Adolescents who are not formed as participants of educational situations show a low level of adaptive abilities, a low overall level of self-regulation, and low awareness of self-organization processes, which can lead to neuropsychiatric breakdowns in an extreme situation. The authors present a brief description of the program project developed for the experimental group in order to create effective psychological and pedagogical conditions for increasing the level of self-regulation of adolescents in an extreme situation (exam situation). The article describes the results of monitoring diagnostics that prove the effectiveness of the implemented project for the development of self-regulation among adolescents in an extreme situation. 

Keywords: adolescence, participant of an educational situation, personality self-regulation, extreme situation, exam, adaptive abilities, school anxiety, educational environment. 

The contact details of authorsms.lenochk@list.ru, rybakova.luda-n.tagil@yandex 

Full version of articleDOWNLOAD