ЭФФЕКТ ЗАНЯТИЙ ИСКУССТВОМ В СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ И ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

Цитирование: Стукалова О.В., Михайлина Е.В., Береговая Е.Б. Эффект занятий искусством в социальных учреждениях: социализация воспитанников и профилактика профессионального выгорания педагогов // Казанский педагогический журнал. – 2021. – № 1 (144). – С.235-241.

Автор(ы): О.В. Стукалова, Е.В. Михайлина, Е.Б. Береговая

Название статьи: Эффект занятий искусством в социальных учреждениях: социализация воспитанников и профилактика профессионального выгорания педагогов

DOI: 10.51379/KPJ.2021.145.2.032

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья – в контексте проекта, который описан в статье, это дети с умственной отсталостью, проживающие в закрытых домах-интернатах, или проходящие обучение в реабилитационном центре. По мнению авторов статьи, способствовать успешной социализации таких детей могут специально организованные для них занятия различными видами искусства. В статье проанализирован педагогический потенциал искусства в вопросах социализации детей, имеющих множественные нарушения развития, в том числе умственную отсталость. Показан дополнительный эффект занятий искусством – профилактика профессионального выгорания педагогов. Материалы статьи отражают практический опыт реализации проекта «Социализация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами искусства» (на примере ДДИ, СРЦ и профессиональных семей Московской и Калужской областей), пилотными площадками которого являются 3 учреждения.

Ключевые слова: творчество, художественно-творческая деятельность, искусство, дети с ограниченными возможностями, дети с умственной отсталостью, социализация, воспитание, детский дом-интернат, виды искусства, профессиональное выгорание.

Контактные данные: stukalova@obrazfund.ru, elena_mikhailina@bk.ru, bereg444@mail.ru

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Stukalova O., Mikhailina E., Beregovaya E. The effect of art classes in social institutions: pupils’ socialization, and prevention of teachers’ professional burnout // Kazan pedagogical journal. – 2021. – № 1 (144). – р.235-241.

Author(s): O. Stukalova, E. Mikhailina, E. Beregovaya

Name of article: The effect of art classes in social institutions: pupils’ socialization, and prevention of teachers’ professional burnout

DOI: 10.51379/KPJ.2021.145.2.032

Abstract. The article is devoted to the urgent problem of socialization at children with disabilities – in the context of the project described in the article, these are children with mental retardation living in closed boarding houses, or undergoing training in a rehabilitation center. According to the scientific belief  of  authors of the article, classes in various types of art specially organized for them can contribute to the successful socialization of such children. The article analyzes the pedagogical potential of art in the issues of children’s socialization with multiple developmental disorders, including mental retardation. An additional effect of art classes is shown – the prevention of professional burnout of the teachers. The materials of the article reflect the practical experience of the implementation of the project “Socialization of children in difficult life situations by means of art” (based on the example of pre-school educational institutions, rehabilitation centre and professional families of the Moscow and Kaluga regions), the experimental bases  of which are 3 institutions.

Keywords: creativity, artistic and creative activity, art, children with disabilities, children with mental retardation, socialization, upbringing, orphanage, arts, professional burnout.

The contact details of authors: stukalova@obrazfund.ru, elena_mikhailina@bk.ru, bereg444@mail.ru

Full version of article: DOWNLOAD