МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМАХ

Цитирование: Хайрутдинов Р.Р. Методологическая функция педагогического проектирования в классической и постнеклассической парадигмах // Казанский педагогический журнал. – 2021. – № 4 (147). – С.13-21.

Автор(ы): Р.Р. Хайрутдинов

Название статьи: Методологическая функция педагогического проектирования в классической и постнеклассической парадигмах

DOI: 10.51379/KPJ.2021.148.4.002

Аннотация. В настоящее время приобретает всё большую актуальность представление о проектировании как специфическом способе методологической работы в сфере образовании. Цель статьи заключается в обосновании и раскрытии сущностных характеристик методологической функции проектирования и осуществлении сравнительной характеристики её проявления в классической и постнеклассической парадигмах. Автором обосновано понимание проектирования как составной части методологии педагогики, функциональное назначение которого состоит, с одной стороны, в проекции научного знания о содержании и способах изменений педагогической действительности на её конкретную область, а с другой стороны – в осмыслении наукой таких достижений практики, которые ещё не нашли объяснение в теории. Раскрыта сущность этой взаимосвязи в рамках классической парадигмы, которая заключается в обеспечении стабильного функционирования образовательных систем на основе норм, заданных наукой. В постнеклассической парадигме в качестве общих регулятивов проекции научного знания на область практической деятельности выступают принципы системности, контекстуальности, конвенциональности, саморазвития проектируемых объектов, рефлексивности, рискованности. Значение проведённого исследования заключается в расширении предметных областей практического применения методологии проектирования, к числу которых относится, например, научно-образовательное пространство вуза с его институциональными формированиями – научными центрами, лабораториями, редакциями научных изданий и т.д.

Ключевые слова: проектирование, проекция, функция, методология, парадигма, форма научного знания.

Контактные данные: ramilh64@mail.ru

Полная версия статьиСКАЧАТЬ


Quoting: Khayrutdinov R. Methodological function of pedagogical design in the classical and post-non-classical paradigms // Kazan pedagogical journal. – 2021. – № 4 (147). – Р.13-21.

Author(s): R. Khayrutdinov

Name of article: Methodological function of pedagogical design in the classical and post-non-classical paradigms

DOI: 10.51379/KPJ.2021.148.4.002

Abstract. Currently, the idea of design as a specific method of methodological work in the field of education is becoming increasingly relevant. The purpose of the article is to substantiate and disclose the essential characteristics of the methodological design function and to carry out a comparative characteristic of its manifestation in the classical and post-nonclassical paradigms. The author substantiates the understanding of design as an integral part of the methodology of pedagogy, the functional purpose of which consists, on the one hand, in the projection of scientific knowledge about the content and methods of changes in pedagogical reality to its specific area, and on the other hand, in the understanding of such achievements of practice by science that have not yet found an explanation in theory. The essence of this relationship is revealed within the framework of the classical paradigm, which consists in ensuring the stable functioning of educational systems based on the norms set by science. In the post-nonclassical paradigm, the principles of consistency, contextuality, conventionality, act as general regulators of the projection of scientific knowledge onto the area of practical activity, self-development of projected objects, reflexivity, and riskiness act as general regulatives of the projection of scientific knowledge on the field of practical activity. The significance of the conducted research is to expand the subject areas of practical application of the design methodology, which include, for example, the scientific and educational space of the university with its institutional formations – research centers, laboratories, editorial offices of scientific publications, etc.

Keywords: design, projection, function, methodology, paradigm, form of scientific knowledge.

The contact details of authors: ramilh64@mail.ru

Full version of articleDOWNLOAD