ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ КАК ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цитирование: Сираева М.Н. Цифровизация и гуманитаризация как основные тренды постиндустриальной модели высшего образования // Казанский педагогический журнал. — 2021. — № 4 (147). — С.64-71.

Автор(ы): М.Н. Сираева

Название статьи: Цифровизация и гуманитаризация как основные тренды постиндустриальной модели высшего образования

DOI: 10.51379/KPJ.2021.148.4.008

Аннотация. Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью интеграции гуманитарного, математического и естественно-научного знания в контексте нового этапа в эволюции высшего образования, соответствующего параметрам постиндустриального общества. Цель статьи заключается в обобщении характеристик постиндустриальной модели высшего образования и в систематизации основных образовательных трендов. Отдельно анализируются параметры таких образовательных трендов как цифровизация и гуманитаризация.

Автор акцентирует внимание на вызовах и возможностях цифровизации высшего образования как основы для обеспечения востребованности выпускников современных вузов и конкурентоспособности государства в целом. Подчеркивается необходимость адекватного применения информационных образовательных технологий без ущерба для гуманистической центрации личности обучающихся и их духовно-нравственного потенциала.

Также в статье представлены статистические данные, отражающие уровень готовности российских университетов к осуществлению образовательной деятельности в контексте цифрового экономического пространства.

Проблема гуманизации цифровой образовательной среды рассматривается на примере Удмуртского государственного университета. В частности, раскрывается гуманистический потенциал используемой в вузе электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС).

Автор приходит к выводу о том, что использование цифровых технологий в качестве прикладного методологического инструментария позволяет укреплять и расширять междисциплинарные связи между гуманитарными, математическими и естественными науками.

Ключевые слова: высшее образование, тренд в образовании, гуманитаризация образования, цифровизация образования, постиндустриальная модель высшего образования.

Контактные данные: marinasiraeva@mail.ru

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Siraeva M. Digitalization and humanitarization as key trends of postindustrial model of higher education // Kazan pedagogical journal. — 2021. — № 4 (147). — Р.64-71.

Author(s): M. Siraeva

Name of article: Digitalization and humanitarization as key trends of postindustrial model of higher education

DOI: 10.51379/KPJ.2021.148.4.008

Abstract. The relevance of the given article is triggered by the current requirement of integration of the accomplishments accumulated by liberal arts and sciences and mathematical sciences in the context of the new stage of higher education evolution which is expected to fall under the criteria of postindustrial society. The aim of the article is to colligate basic parameters of the postindustrial model of higher education and to summarize its key trends. The paper puts a particular focus on the most distinctive educational trends namely digitalization and humanitarization.

The author highlights challenges and options of digitalization of higher education as the staging ground to support university graduates as sought-after experts and to promote competitive position of the state in general. The paper emphasizes the need for the elaborate implementation of digital educational resources so not to damage humanistic, ethic and moral background of students.

The article also introduces some statistical profile which reflects to what extent Russian universities are ready to implement the educational activities in the context of digital economic environment.

The issue of the humanitarization of digital learning environment is regarded using the example of the Udmurt State University. The paper reveals humanistic potential of Electronic Information-Educational Environment applied in the Udmurt State University.

The author comes to the conclusion that the implementation of digital technologies as subordinate methodological tool is expected to contribute to the strengthening and diversification of interdisciplinary links relevant to humanities, mathematics and natural sciences.

Keywords: higher education, educational trend, humanitarization of education, digitalization of education, postindustrial model of higher education.

The contact details of authors: marinasiraeva@mail.ru

Full version of article: DOWNLOAD