ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВОЙ ЭТИКИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КАЗАНСКОГО ГМУ)

Цитирование: Рябова Т.В. Проблемы цифровой этики высшего образования (на примере Казанского ГМУ) // Казанский педагогический журнал. — 2021. — № 4 (147). — С.72-77.

Автор(ы): Т.В. Рябова

Название статьи: Проблемы цифровой этики высшего образования (на примере Казанского ГМУ)

DOI: 10.51379/KPJ.2021.148.4.009

Аннотация. Актуальность данного исследования обусловлена проблемой отсутствия системной области научного знания, всесторонне исследующего цифровизацию образования в период пандемии СOVID-19.

Цель данной статьи – выявление проблем цифровой этики высшего образования, обусловленных переструктурированием классической образовательной среды, изменением образовательного пространства, норм и правил поведения преподавателей во взаимодействии со студентами, коллегами, администрацией.

Ведущими методами исследования проблем являлись анализ педагогических, психологических источников, периодических профессиональных изданий, общенаучные идеи системного подхода. Экспериментальная часть заключалась в проведении опросов, бесед со студентами, преподавателями, администрацией Казанского ГМУ.

В статье рассмотрены некоторые этические проблемы, связанные с использованием цифровых информационных потоков внутри образовательной среды. Изменение способов коммуникации со студентами (на примере «цифровых» ассистентов преподавателя), внедрение новых методов преподавания (на примере технологии «равный — равному» (peer — to — peer), повышение контроля за деятельностью преподавателя со стороны администрации требуют пересмотра норм и правил профессиональной этики преподавателя высшей школы.

В статье даются рекомендации о необходимости разработки нового этического кодекса, учитывающего использование цифровых технологий в образовательных учреждениях. А также организации мастер — классов для преподавателей по выстраиванию этичных взаимоотношений со студентами, коллегами, администрацией с учетом новых реалий.

Материалы статьи представляют практическую ценность для преподавателей высших учебных заведений, администрациям вузов, исследователям, занимающихся данной проблематикой.

Ключевые слова: цифровая этика, цифровизация образования, «цифровые ассистенты», взаимодействие преподаватель – студент, высшее образование.

Контактные данные: tatry@rambler.ru

Полная версия статьи: СКАЧАТЬ


Quoting: Ryabova T. The problems of digital ethics in higher education (using Kazan SMU as an example) // Kazan pedagogical journal. — 2021. — № 4 (147). — Р.72-77.

Author(s): T. Ryabova

Name of article: The problems of digital ethics in higher education (using Kazan SMU as an example)

DOI: 10.51379/KPJ.2021.148.4.009

Abstract. The urgency of this study is caused by the problem of absence of the field of scientific knowledge examining comprehensively the digitalization of education in the period of COVID–19 pandemic.

The aim of this article is to reveal the problems of digital ethics in higher education due to reorganization of classical educational environment, change of educational environment, behavioral norms and rules for teachers in interaction with students, colleagues, and authorities.

The leading methods of the problems’ study were analysis of pedagogical, psychological sources, professional periodicals, and general scientific ideas of system approach. The experimental part consisted in carrying out surveys, conversations with students, teachers, and authorities of the Kazan SMU.

The article deals with some ethical problems associated with application of digital information flows within the educational environment. The change of ways of communication with students (as exemplified by “digital” assistant teachers), the introduction of new methods of teaching (as in the case of “peer – to — peer” techniques), exercising stronger control of the teacher’s activities by the authorities require the revision of norms and rules of professional ethics of a teacher in higher education.

Recommendations оn the necessity of developing a new code of ethics, considering the application of digital technologies in educational institutions, as well as arrangement of master classes for teachers on building up ethical relationships with students, colleagues, and authorities with account of new realities are given in the article.

The materials of the article are of practical relevance for the teachers of higher educational institutions, university authorities, and researchers dealing with these issues.

Keywords: digital ethics, digitalization of education, “digital assistants”, teacher-student interaction, higher education.

The contact details of authors: tatry@rambler.ru

Full version of article: DOWNLOAD