Проблемы интеграции педагогических технологий и цифровых ресурсов в образовательном процессе

Цитирование:

Гончарук Н.П., Хромова Е.И. Проблемы интеграции педагогических технологий и цифровых ресурсов в образовательном процессе // Казанский педагогический журнал. — 2021. — № 6 (149). — С.75-82.

Автор(ы): Н.П. Гончарук, Е.И. Хромова

Название статьи: Проблемы интеграции педагогических технологий и цифровых ресурсов в образовательном процессе

DOI: 10.51379/KPJ.2021.150.6.011

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена проблемами, связанными с необходимостью разработки эффективных способов интеграции педагогических технологий и открытых образовательных ресурсов (ООР) в образовательном процессе. В статье раскрыты перспективы и преимущества использования ООР и массовых открытых онлайн-курсов (МООК), показана их роль в развитии и непрерывном обновлении компетенций в области использования цифровых технологий в образовании. Цель статьи заключается в оценке потенциала ООР, выявлении основных проблем интеграции педагогических технологий и цифровых ресурсов в образовательном процессе, систематизации барьеров использования открытых образовательных ресурсов, разработке способов преодоления трудностей цифровой трансформации учебного процесса. Анализ проведенного опроса преподавателей позволил определить особенности применения ООР в образовательном процессе вуза; выявить группы барьеров, с которыми сталкиваются преподаватели в использовании ООР. В качестве важного дидактического средства интеграции образовательных и открытых цифровых ресурсов рассматривается технология смешанного обучения. Описаны варианты проектирования моделей смешанного обучения, которые были разработаны и внедрены в программах повышения квалификации преподавателей КНИТУ. Проанализированы результаты реализации моделей смешанного обучения, которые различаются приемами использования ООР для изучения учебной дисциплины, а также степенью реструктуризации образовательного процесса. Полученные результаты исследования позволили предложить рекомендации по проектированию моделей смешанного обучения, по разработке методической поддержки ООР, которые являются инновационными инструментами широкого распространения и использования образовательных материалов. Статья предназначена для преподавателей вузов и организаций, осуществляющих повышение квалификации педагогических работников.

Ключевые слова: открытое образование, интеграция педагогических и цифровых технологий, открытые образовательные ресурсы, массовые открытые онлайн-курсы, смешанное обучение, самообразование.

Контактные данные: gonch54@mail.ru, e666@list.ru


Quoting:

Goncharuk N., Khromova E. Problems of integration of pedagogical technologies and digital resources in the educational process // Kazan pedagogical journal. — 2021. — № 6 (149). — Р.75-82.

Author(s): N. Goncharuk, E. Khromova

Name of article: Problems of integration of pedagogical technologies and digital resources in the educational process

DOI: 10.51379/KPJ.2021.150.6.011

Abstract. The relevance of the article is due to the problems associated with the need to develop effective ways to integrate pedagogical technologies and open educational resources (OER) in the educational process. The article reveals the prospects and advantages of using OER and massive open online courses (MOOCs), shows their role in the development and continuous updating of competencies in the use of digital technologies in education. The purpose of the article is to assess the potential of OER, identify the main problems of integrating pedagogical technologies and digital resources in the educational process, systematize the barriers to using open educational resources, and develop ways to overcome the difficulties of digital transformation of the educational process. The analysis of the survey of educators made it possible to determine the features of the use of OER in the educational process of the university; identify groups of barriers that educators face in using OER. Blended learning technology is considered as an important didactic means of integrating educational and open digital resources. Variants of designing blended learning models are described, which were developed and implemented in advanced training programs for educators of KNRTU. The results of the implementation of blended learning models are analyzed, which differ in the methods of using OER for studying an academic discipline, as well as in the degree of restructuring of the educational process. The results of the study allowed us to propose recommendations for the design of blended learning models, for the development of methodological support for OER, which are innovative tools for the wide distribution and use of educational materials. The article is intended for educators of universities and organizations that provide advanced training for educational workers.

Keywords: open education, integration of pedagogical and digital technologies, open educational resources, massive open online courses, blended learning, self-education.

The contact details of authors: gonch54@mail.ru, e666@list.ru