CОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Цитирование: Зарипова Э.А. Cоциально-педагогические технологии, применяемые в реабилитационных организациях социального обслуживания для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья // Казанский педагогический журнал. — 2020. —  1 (138). — С.263270. 

Автор(ы): Э.А. Зарипова  

Название статьи: Cоциально-педагогические технологии, применяемые в реабилитационных организациях социального обслуживания для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья 

DOI: 10.34772/KPJ.2020.138.1.039 

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ к интеграции в социально-экономическую жизнь, расширению границ доступного им мира, приобщение к ценностям мировой цивилизации. Данную цель можно достигнуть разными способами, один из которых внедрение социально-педагогических технологий в реабилитационных организациях социального обслуживания детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Автор рассматривает реабилитацию детей-инвалидов и детей с ОВЗ как динамический процесс, в рамках которого решаются последовательно тактические задачи на пути к стратегической цели – формирование полноценного социального статуса у такого ребенка, формирование устойчивой к травмирующим ситуациям личности, способной успешно интегрироваться в общество. В статье классифицированы социально-педагогические технологии, применяемые в реабилитационных организациях социального обслуживания для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Предложены отбор и проектирование социально-педагогических технологий в соответствии с принципами комплексности, комплементарности, своевременности, вариативности. Паказана на примерах эффективность применения социально-педагогических технологий в реабилитационных организациях социального обслуживания детей-инвалидов и детей с ОВЗ. 

Исследование проведено на основе методов анализа теоретической и научно-методической литературы, опыта работы по теме исследования, а также в соответствии с принципами вариативности, комплексности, своевременности, комплементарности. 

Показаны возможности применения социально-педагогических технологий для реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Использованы три группы технологий: технологии взаимодействия, технологии совершенствования деятельности реабилитационных организаций социального обслуживания, технологии, применяемые в реабилитационных организациях социального обслуживания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Приведены практические примеры внедрения технологий. 

Автором отмечается, что применение комплекса социально-педагогических технологий в реабилитационных организациях социального обслуживания для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, рассчитанных на определенную целевую группу детей, а также включение в эту деятельность социальных партнеров, позволяет получить социально значимый эффект по реабилитации, заключающийся в достижении максимально возможной самостоятельности ребенка в его действиях, развитии навыков, способствующих повышению качества жизни ребенка и его семьи, подборе индивидуально каждому ребенку способа коммуникации, подходящего именно ему, развитии навыков коммуникации в условиях группы и на индивидуальных занятиях, в консультировании родителей по вопросам поддержания выбранной системы в условиях вне центра. 

Ключевые слова: социально-педагогические технологии, реабилитация, дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), социальное обслуживание. 

Контактные данные: Elmira.Zaripova@tatar.ru 

Полная версия статьи:  СКАЧАТЬ

 


 

Quoting: Zaripova E. Social and pedagogical technologies used in rehabilitation organizations of social services for disabled children and children with disabilities // Kazan pedagogical journal. — 2020. — № 1 (138). — р. 263-270. 

 Author(s)E. Zaripova  

Name of articleSocial and pedagogical technologies used in rehabilitation organizations of social services for disabled children and children with disabilities 

DOI10.34772/KPJ.2020.138.1.039 

Abstract. The relevance of the article is due to the need to prepare children with disabilities and children with health limitations to integrate into social and economic life, expand the boundaries of the world available to them, and become familiar with the values of world civilization. This goal can be achieved in various ways, one of which is the introduction of social and pedagogical technologies in rehabilitation organizations for social services for children with disabilities and children with health limitations. The author considers the rehabilitation of children with disabilities and children with health limitations as a dynamic process in which tactical tasks are solved consistently on the way to the strategic goal – the formation of a full-fledged social status for such a child, the formation of a person resistant to traumatic situations, able to successfully integrate into society. The article classifies socio-pedagogical technologies used in rehabilitation organizations of social services for children with disabilities and children with health limitations. The selection and design of socio-pedagogical technologies is proposed in accordance with the principles of complexity, complementarity, timeliness, and variability. Bakasana examples of the efficacy of social-pedagogical technologies in rehabilitation organizations social service children with disabilities and children with health limitations. 

The study was carried out on the basis of methods of analysis of theoretical and scientific-methodical literature, experience on the issued topic, as well as in accordance with the principles of variability, complexity, timeliness, and complementarity. 

The possibilities of using social and pedagogical technologies for the rehabilitation of disabled children and children with disabilities are shown. Three groups of technologies were used: interaction technologies, technologies for improving the activities of rehabilitation organizations of social services, technologies used in rehabilitation organizations of social services for children with disabilities and children with health limitations. Practical examples of technology implementation are given. 

The author notes that the use of socio-pedagogical technologies in the rehabilitation social service organizations for children with disabilities and children with health limitations are designed for a specific target group of children, as well as the inclusion in these activities of social partners allows to obtain socially significant effect on rehabilitation, namely, to achieve the greatest possible independence of the child in its actions, the development of skills that improve the quality of life of the child and his family, selecting the appropriate communication method for each child individually, developing communication skills in group settings and in individual classes, and advising parents on how to maintain the chosen system in an environment outside the center. 

Keywords: social and pedagogical technologies, rehabilitation, children with disabilities, children with disabilities (HHS), social services. 

The contact details of authorsElmira.Zaripova@tatar.ru 

Full version of articleDOWNLOAD